Курсовая по психологии

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические исследования проблем самооценки и общения в подростковом возрасте………………………………………………...

1.1. Психологические особенности самооценки подростков………...

1.2. Особенности общения подростков………………………………..

Выводы по первой главе………………………………………………….

Глава 2. Экспериментальные исследования взаимосвязи самооценки и стиля общения подростков…………………………………………..

2.1. Методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С. Рубинштейна……………………………………………

2.2. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.

2.3. Результаты исследования………………………………………….

Выводы по второй главе…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………….

Введение

В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Методологическая общность подходов к проблеме общения в психологии проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному.

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. Анализ работ по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и советскими.

А.Н.Леонтьев (1974) считает, что общение – определенная сторона деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М.Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г.Ананьев (1969) подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Значимость общения с позиции возрастной психологии рассматривались, как в зарубежной, так и в советской психологии. Представитель гештальтпсихологии К.Левин, рассматривал общение в подростковом и юношеском возрасте с точки зрения социально- психологического явления. Левин считает, что в этом возрасте расширяется жизненный мир подростка, юноши, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых они ориентируются.

В советской психологии Д.Б.Эльконин рассматривал значимость общения в подростковом и старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Он отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению ребята строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи (Л.С.Выготский (1984), Л.И.Божович (1968), И.С.Кон (1989)) и др. психологи отрочества и юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и старших школьников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Л.И. Божович (1968) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков и старших школьников, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.

Как показывают исследования И.С.Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушения подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.

Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, подростки и юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для подростков и юношей возрастает (Мудрик А.В., (1989)).

Анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности.

Так как общение социально, то сегодняшняя ситуация в обществе прямо зависима с изменением мотивации структуры интересов современных для подростков и старшеклассников, поэтому изучение особенностей общения нынешней молодежи весьма актуально.

Проведенное нами исследование было основано на положениях, развиваемых в отечественной психологической науке и, прежде всего, в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, а также работ Д.Б.Эльконина, Д.И.Фельдштейна, Л.И.Божович по проблемам развития и становления личности.

Актуальность данной темы определяется следующим: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей подросткового возраста, в данном случае 12-15 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как общение и самосознание.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь школьным психологам и педагогам современной общеобразовательной школы.

Целью настоящего исследования является определение взаимосвязи между самооценкой и стилем общения подростков в группе сверстников.

В данной работе решались следующие задачи:

1. исследовать особенности самооценки и самоотношения подростка;

2. изучить особенности общения подростков;

3. подобрать диагностический материал;

4. сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися данными и выявить взаимосвязь самооценки подростка и его стиля общения со сверстниками; и выявить роль самооценки в общении современных подростков.

Объект исследования – самооценка и стиль общения в подростковом возрасте.

Предметом нашего исследования является взаимосвязь уровня самооценки подростка и его стиля общения.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: мы предположили, что самооценка подростков значимо взаимосвязана со стилем общения подростков в группе сверстников.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы и методики:

1) анализ теоретической литературы по вопросам общения и самооценки качеств личности подростков;

2) психологическое тестирование (методика самооценки качесвт личности Дембо-Рубинштейна, методика «Диагностика стиля общения»);

3) методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).

База исследования – СШ № 146 г. Минска.

Выборка исследования: 30 младших подростков (12 мальчиков, 18 девочек), 30 старших подростков (14 мальчиков, 16 девочек). Общее количество испытуемых – 60 подростков (26 мальчиков, 34 девочки).

Глава 1. Теоретические исследования проблем самооценки и общения в подростковом возрасте.

1.1. Психологические особенности самооценки подростков.

В современной психологии самооценка является предметом многочисленных исследований. В трудах отечественных психологов наиболее полная разработка данной проблематики представлена в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В.Столина, Е.В.Шороховой и других. В зарубежной психологии проблеме самооценки посвящены работы У.Джемса, Ч.Кули, Дж.Мида, Э.Эриксона, К.Роджерса. Этими учеными рассмотрены такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, виды, функции, возможности и закономерности ее формирования.

В работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, А.И. Липкиной констатируется, что в основе самооценки лежат внутренне принятые личностью ценности (эталоны). То, какие ценности принимает личность, закладывает основу не только самооценки, но и всех ее качеств. Именно самооценка опосредует влияние эталонов на становление личности. В этом смысле ее можно считать стержневым личностным образованием, оказывающим воздействие на всю жизнедеятельность субъекта и отражающим качественное своеобразие его внутреннего мира.

В отечественной психологии самооценка характеризуется в связи с проблематикой самосознания (А.В. Захарова, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Савонько, С.Г. Спиркин, В.В. Столин, Н.Е. Шафажинская и др.). Зарубежные ученые нередко связывают феномен самооценивания непосредственно с самой личностью и особенностями ее развития (А. Бандура, У. Джемс, Б. Скиннер, Г. Мяд, К. Роджерс, Г. Юнг и др.).

Одним из компонентов самосознания, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств, и поступков, есть самооценка.

Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании - один из важнейших моментов в развитии личности подростков.

Фаза индивидуализации в подростковом возрасте характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – активным формированием образа "Я". Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости, потребность осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Потребность самосознания возникает из практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива и потребностью оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка по-прежнему лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих.

Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале; помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность.

Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

Таким образом, только в подростковом возрасте начинает развиваться подлинная самооценка – оценка человеком самого себя с преимущественной опорой на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным "Я". Это не означает, что оценка окружающих теперь не является значимой: она просто в норме перестает играть доминирующую роль.

И.С.Кон так описывал развитие самосознания и образа "Я": "Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: "Кто Я?".

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Тем не менее, у подростков мы наблюдаем лишь зарождение этого процесса, полное развитие которого придется уже на юношеский и ранний взрослый периоды жизни. В подростковом возрасте человек пересматривает многие ценности, в основном ориентируясь в своих вкусах и образцах на референтную группу.

В целом для младшего подросткого возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается "Я-образ" – относительно устойчивая система представлений о себе.

Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность подростку делать обобщения в достаточно сложной области – деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью подростка является интимно-личностное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне её. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ "Я". Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Потребность осознать свои недостатки и особенности возникает из необходимости ответить на предъявляемые другими людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Знание себя выступает как условие этого.

Социально-регуляторная функция размышлений о себе отчетливо проявляется в том, что подросток сначала обращен на свои недостатки и испытывает потребность их устранить, а позже - на особенности личности в целом и старается отдать себе отчет в собственных возможностях, достоинствах.

Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста; у многих недовольство собой возрастает.

Размышления подростка о себе имеют преднамеренный характер, становятся самостоятельным внутренним процессом, расцениваются им как необходимые и как нечто новое по сравнению с младшим школьным возрастом.

Важнейший стимул в возникновении у подростка размышлений о себе- его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга. Часто он начинает думать о себе в процессе размышлений о взаимоотношениях с кем-то из товарищей, об особенностях привлекательного сверстника. Очень важно, что именно сверстник выступает в качестве объекта сравнения с собой и образца, на который подросток равняется. При такой ориентации создаются оптимальные условия для продуктивности процесса сравнения, а тем самым и для осознания и оценки собственных особенностей, для самовоспитания, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником (чем со взрослым) и видеть собственные недостатки и успехи.

Взрослый - это образец, практически трудно досягаемый, его качества проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, часто отсутствующих у подростка, а сверстник - это мерка, которая позволяет подростку оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого он может прямо равняться.

К началу подросткового возраста дети лучше и правильнее осознают и оценивают собственные особенности, связанные с учебной деятельностью. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Однако у многих подростков самооценка положительных качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей.

Подросток очень общителен, контактен, ему важна высокая оценка и хорошее отношение окружающих. Поэтому он очень чувствителен к оценкам (особенно его возможностей), к успеху и неуспеху, стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно со стороны людей, оценка и отношение которых имеют для него большое значение.

Таким образом, в этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека, влияет на тактику и стратегию общения с окружающими.

1.2. Особенности общения подростков.

В подростковом и юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой.

Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников – учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде.

Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются, или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания (Добрович А.Б.,(1987)).

Все исследователи (Выготской Л.С., (1984), Божович Л.И., (1995), Кон И.С., (1989) и др.) психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

Подросток, старшеклассник весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении с взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он хочет равенство прав. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость общения с товарищами, общения в котором нет, и не может быть заведомого неравенства. Объективное положение подростка, старшеклассника в кругу сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

Существуют данные (Кон И.С., (1989)), согласно которым неформальное общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.

«У подростка,- пишет исследователь психологических проблем подросткового возраста Т. В. Драгунова,- возникают новые потребности, интересы, стремления, переживания, требования к взрослым и товарищам, а также формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослому. Поэтому общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения с товарищами».

Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников (И.С. Кон, В.А.
Лосенков (1974)) .

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма.

Самая неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за подростковой потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.

Как показывают исследования И.С. Кона (1989), именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков и старших школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью подростков и юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются. Развивается резкое ощущение дискомфорта, которое личность не может выносить долго. Тогда ребенок сам разрешает конфликт, переходя в группу, где его самооценка находит адекватную оценку. Однако зачастую такими группами называются группы с контрнормативной направленностью.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремления завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил.

Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает привлекательность общения с родными. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно.

В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным поло-ролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых и юношеских групп. Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Школьный класс - важнейшая группа принадлежности школьника. Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.

Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом.

Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».

В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде.

Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появление такого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений. Психологические исследования показали, что в подростковом возрасте межличностные взаимоотношения между соучениками во многом определяют выбор ими той или иной профессии.

Наряду с развитием групповых товарищеских отношений подростковый возраст также характеризуется напряженным поиском дружбы как прочной и глубокой привязанности. В подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в изучении подросткового общения для нас важны не только деловые взаимоотношения подростков, но и личные отношения с близкими товарищами, друзьями.

Анализ литературных данных позволил сделать нам следующие выводы: в подростковом и старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются отношения со сверстниками; в подростковом и старшем школьном возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят.

И. С. Кон говорит о том, что одна из главных тенденций подросткового возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается.

Выводы по первой главе

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровина, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли."

Таким образом, формирование самооценки – характерная особенность личности подростка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

Как было указано выше, самооценка не только влияет на общественное отношение, но и сама опосредуется им. В период становления личности, а также для внушаемых людей общественное мнение может значительно влиять на самооценку. Сказанное, очевидно, касается непосредственно всех подростков. Чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой является уровень самооценки, тем больше подросток верит в свои собственные возможности, в успешный исход предпринимаемых начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.

Самооценка является ярким показателем возможных психологических проблем отдельных учащихся и взаимоотношений в коллективе. Поскольку для подростка в большинстве случаев референтной группой является школьный коллектив, проблемы в учебной деятельности зачастую вызываются именно проблемами из-за неподходящего статуса подростка в группе в совокупности (а также по причине или вследствие) с неадекватной самооценкой.

Таким образом, правильный анализ уровня самооценки у школьников-подростков и ее связь с взаимоотношениями внутри коллектива является важной диагностической задачей.

Исходя из этого, задачей эмпирического исследования в нашей работе было выявить уровень самооценки у школьников подросткового возраста (6-8 класс), а также проследить влияние этой оценки на выбор подростком стиля общения со сверстниками.

Глава 2. Экспериментальные исследования взаимосвязи самооценки и стиля общения подростков.

2.1. Организация и методы исследования

Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование. База исследования – СШ № 154 г. Минска. В качестве испытуемых выступали: 30 учеников 6 «А» класса в возрасте 12 лет (из них 12 мальчиков, 18 девочек); 30 учеников 8 «Б» класса в возрасте 15 лет (из них 14 мальчиков. 16 девочек). Выборка являлась репрезентативной.

Для изучения особенностей самооценки и стиля общения подростков использовались следующие методики:

1. Методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо - С.Рубинштейна (Приложение 1)

Для исследования нами была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установ­ленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Методика представляет собой 7 шкал, на которых испытуемый отмечает свое положения (от 0 до 10). Нами были предложены следующие качества: доброта, честность, сообразительность, трудолюбие, щедрость, любознательность, общительность.

Инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира: внизу – самые не добрые (злые) люди, вверху – самые добрые (те, которые никогда не делают ничего плохого). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по доброте и добрым делам?".

Результаты проведения методики позволяют определить самооценку подростков (высокая, средняя, низкая).

2. Методика «Диагностика стиля общения» (Приложение 2)

Цель методики – определение ведущего стиля и сформированности навыков общения. Опросник содержит описание 20 ситуаций, требующих умения оказывать и принимать знаки внимания, правильно реагировать на критику и провоцирующее поведение, просить и отказывать, принимать и оказывать поддержку. Методика носит скорее развивающий, чем диагностический характер, потому что дает подростку возможность оценить эффективность своего поведения в различных ситуациях и выбрать оптимальную модель.

Методика состоит из 20 вопросов, на каждый из которых предлагается 3 варианта ответа. Инструкция: «выберите вариант, который наиболее точно описывает ваше поведение в этих ситуациях, и отметьте его в бланке».

Данная методика позволяет определить стиль общения: агрессивный, уверенный, неуверенный.

Организация исследования:

1. этап - предварительный:

а) знакомство респондентами и выявление проблемы исследования;

 б) подбор диагностических методик;

 в) просмотр бланков в правильности их выполнения (нет пропусков или двойного ответа на вопрос.

2. этап – основной:

а) подсчет баллов и процентов;

 б) формулировка выводов исследования;

 в) статистический анализ

г) интерпретация данных исследования.

В ходе проведённого исследования были использованы следующие принципы:

1) принцип детерминизма (все социальные явления причинно обусловлены, между ними существует всеобщая закономерная связь);

2) принцип единства психики и деятельности (сознание и деятельность человека взаимосвязаны и взаимообусловлены);

3) принцип объективности (личная позиция исследователя не должна влиять на результаты проводимого им исследования, выводы должны делаться только на основе фактических данных);

4) принцип развития (изучение явлений социальной сферы должно проводиться в их развитии, т.е. отражение этих явлений не должно носить застывший характер).

Статистическая обработка данных проводилась в программе Statistica 5,5, В качестве методов математической статистики использовался коэффициент корреляции Пирсона, поскольку мы определяли взаимосвязь между двумя переменными и данные были представлены в метрической шкале.

2.2. Результаты исследования самооценки подростков

 

Результаты выполнения методики «Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна» представлены в Приложении 3. Анализ полученных результатов в группе младших подростков представлен в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Самооценка младших подростков (ученики 6-го класса)

 

Самооценка

Младшие подростки

АВ

%

низкий

7

23 %

средний

14

47 %

высокий

9

30 %

Всего

30

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

В графическом виде данные представлены на рис. 2.1.

Рисунок 2.1. Самооценка младших подростков.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что низкая самооценка свойственна 23 % младших подростков. Низкая самооценка приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль.

При этом, средний уровень развития самооценки был отмечен у большинства младших подростков (47 % испытуемых). Эти испытуемые правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, средняя самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.

Высокая самооценка была характерна для 30 % младших подростков. Человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете. Высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий.

В целом можно утверждать, что в младшем подростковом возрасте преобладает средняя самооценка личности.

Особенности самооценки девочек и мальчиков в младшем подростковом возрасте представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Самооценка младших подростков (ученики 6-го класса) по полу

 

Самооценка

мальчики

девочки

АВ

%

АВ

%

низкий

2

17 %

5

27 %

средний

4

33 %

10

56 %

высокий

6

50 %

3

17 %

Всего

12

100 %

18

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

В графическом виде данные представлены на рис. 2.2.

Рисунок 2.2. Гендерный аспект самооценки младших подростков

Таким образом, очевидно, что самооценка девочек значимо ниже, чем самооценка мальчиков.

Результаты выполнения методики «Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна» представлены в Приложении 4. Анализ полученных результатов в группе старших подростков представлен в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Самооценка старших подростков (ученики 8-го класса)

 

Самооценка

Старшие подростки

АВ

%

низкий

9

30 %

средний

13

43 %

высокий

8

27 %

Всего

30

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

В графическом виде данные представлены на рис. 2.3.

Рисунок 2.3. Самооценка старших подростков.

Таким образом, низкая самооценка свойственна 30 % старших подростков. Низкая самооценка приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности..

Средний уровень развития самооценки был отмечен у большинства старших подростков (43 % испытуемых). Эти испытуемые правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Высокая самооценка была характерна для 27 % старших подростков. Высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий.

Особенности самооценки девочек и мальчиков в старшем подростковом возрасте представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4.

Самооценка старших подростков (по полу)

Самооценка

мальчики

девочки

АВ

%

АВ

%

низкий

2

14 %

7

44 %

средний

7

50 %

7

44 %

высокий

5

36 %

2

12 %

Всего

14

100 %

16

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

В графическом виде данные представлены на рис. 2.4.

Рисунок 2.2. Гендерный аспект самооценки младших подростков

Следует отметить, что в старшем подростковом возрасте самооценка девочек ниже, чем у мальчиков. Возможно, это обусловлено тем, что девочки более болезненно воспринимают физиологические изменения, острее реагируют на свою внешность. Именно у девочек взросление вызывает большие переживания. У девочек доминирует низкая и средняя самооценка. В то же время, у мальчиков чаще всего встречается средняя и высокая самооценка. Иными словами, в старшем подростковом возрасте самооценка мальчиков выше, чем самооценка девочек.

Сравнительный анализ самооценки младших и старших подростков представлен в табл 2.5. и на рис. 2.5.

Самооценка

Младшие подростки

Старшие подростки

АВ

%

АВ

%

низкий

7

23 %

9

30 %

средний

14

47 %

13

43 %

высокий

9

30 %

8

27 %

Всего

30

100 %

30

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

Рисунок 2.5. Сравнительный анализ самооценки в младших и старших подростков.

Таким образом, сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что у старших подростков самооценка ниже, чем у младших. Соответственно, можно предположить, что самооценка имеет тенденцию к снижению к старшему подростковому возрасту. Чем старше становится подросток, тем больше происходит физиологических и психологических изменений. Возможно, именно поэтому самооценка подростка снижается, возрастает неуверенность в себе.  

2.3. Результаты изучения общения подростков

Результаты выполнения методики «Диагностика стиля общения» в группе младших подростков представлены в Приложении 5. Анализ полученных результатов представлен в табл. 2.6.

Таблица 2.6.

Стили общения младших подростков

Стили общения

Младшие подростки

АВ

%

агрессивный

8

27 %

уверенный

9

30 %

неуверенный

13

43 %

Всего

30

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

В графическом виде данные представлены на рис. 2.6.

Рисунок 2.6. Стили общения младших подростков

Таким образом, агрессивное поведение характерно для 27 % младших подростков. Такие испытуемые реагируют агрессией на агрессию, склонны к обвинению других, легко вступают в конфликт.

Уверенный стиль общения отмечен всего ту 30 % младших подростков. Именно такой стиль общения считается наиболее конструктивным.

Неуверенный стиль общения характерен для большинства младших подростков (43 %). Эти подростки склонны обвинять себя в неудачах, не могут открыто возразить, стремятся к избеганию конфликтов.

Стили общения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте представлены в табл. 2.7.

Таблица 2.7.

Стили общения в младшем подростковом возрасте (по полу)

Стили общения

мальчики

девочки

АВ

%

АВ

%

агрессивный

5

42 %

3

17 %

уверенный

3

25 %

6

33 %

неуверенный

4

33 %

9

50 %

Всего

12

100 %

18

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

Таким образом, можно говорить о том, что среди мальчиков доминирует агрессивное общение, которое продемонстрировали 42 % мальчиков. В то же время, среди девочек лидирует неуверенный стиль общения, который свойственен 50 % испытуемых.

В графическом виде данные представлены на рис.2.7.

Рисунок 2.7. Стили общения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте

Результаты выполнения методики «Диагностика стиля общения» в группе старших подростков представлены в Приложении 6. Анализ полученных результатов представлен в табл. 2.8.

Таблица 2.8.

Стили общения старших подростков

Стили общения

Старшие подростки

АВ

%

агрессивный

14

47 %

уверенный

6

20 %

неуверенный

10

33 %

Всего

30

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

В графическом виде данные представлены на рис. 2.8.

Рисунок 2.8. Стили общения старших подростков.

Проанализировав полученные результаты, мы определили, что агрессивный стиль общения был характерен для 47 % старших подростков. Эти подростки были склонны к конфликтам, грубости, агрессивной реакции на замечания. Уверенный стиль поведения и общения был отмечен у 20 % старших подростков, а неуверенный – у 33 % испытуемых.

Таким образом, в старшем подростковом возрасте доминирует агрессивный стиль общения.

Стили поведения мальчиков и девочек в старшем подростковом возрасте представлены в табл. 2.9.

Таблица 2.7.

Стили общения в старшем подростковом возрасте (по полу)

Стили общения

мальчики

девочки

АВ

%

АВ

%

агрессивный

9

75 %

5

28 %

уверенный

2

17 %

4

22 %

неуверенный

1

8 %

9

50 %

Всего

12

100 %

18

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

В графическом виде данные представлены на рис. 2.9.

Рисунок 2.9. Стили общения мальчиков и девочек в старшем подростковом возрасте

Таким образом, модно утверждать, что мальчики намного чаще демонстрировали агрессивное общение, в то время как у девочек преобладало неуверенное общение.

Сравнительный анализ стилей общения в младшем и старшем подростковом возрасте представлен в табл. 2.10

Таблица 2.10

Сравнительный анализ стилей общения в подростковом возрасте

Стили общения

Младшие подростки

Старшие подростки

АВ

%

АВ

%

агрессивный

8

27 %

14

47 %

уверенный

9

30 %

6

20 %

неуверенный

13

43 %

10

33 %

Всего

12

100 %

18

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

В графическом виде данные представлены на рис.2.10

       Рисунок 2.10. Сравнительный анализ стилей общения в подростковом возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в группе младших подростков преобладающим стилем общения является неуверенный, а в группе старших подростков – агрессивный. В целом, в подростковом возрасте агрессивное общение достаточно распространено. Можно предположить, что к старшему подростковому возрасту агрессивное общение становится более распространенным, что вероятно обусловлено особенностями пубертатного периода.

2.4. Анализ взаимосвязи самооценки и стиля общения подростков

 

для определения взаимосвязи самооценки и стиля общения в подростковом возрасте использовался коэффициент корреляции Пирсона.

В качестве метода математической статистики использовался коэффициент корреляции Пирсона. Применение коэффициента корреляции позволило сделать вывод о следующих значимых взаимосвязях:

1. В группе младших подростков:

- Значимая умеренная обратная взаимосвязь самооценки и неуверенного стиля общения (r= - 0,41 при p<0,05). То есть, чем ниже самооценка младшего подростка, тем больше он склонен к проявлению неуверенного поведения при коммуникации.

2. В группе старших подростков:

- Значимая умеренная обратная взаимосвязь самооценки и агрессивного стиля общения (r= - 0,62 при p<0,05). Значит, чем ниже самооценка старшего подростка, тем больше агрессии в общении он проявляет. Скорее всего, агрессивное общение служит своеобразным защитным механизмом.

- Значимая слабая обратная взаимосвязь самооценки и неуверенного стиля общения (r= - 0,31 при p<0,05). Следовательно, чем ниже самооценка у старших подростков, тем более они склонны к неуверенности в общении.

Таким образом, можно утверждать, что самооценка взаимосвязана со стилем общения. При этом, стили общения в младшем и старшем подростковом возрасте различны. Гипотеза находит свое подтверждение.

Выводы по второй главе

В ходе эмпирического исследования мы рассмотрели связь самооценки учащихся и возможного выбора стиля общения с другими людьми. Опираясь на результаты проведенного нами исследования, мы пришли  к выводу, что уровень самооценки личности влияет на его стиль общения с окружающими.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сформировать следующие выводы:

 1.  У старших подростков самооценка ниже, чем у младших. Соответственно, можно предположить, что самооценка имеет тенденцию к снижению к старшему подростковому возрасту.

2. И в старшем, и в младшем подростковом возрасте самооценка девочек ниже, чем у мальчиков. Возможно, это обусловлено тем, что девочки более болезненно воспринимают физиологические изменения, острее реагируют на свою внешность. Именно у девочек взросление вызывает большие переживания. У девочек доминирует низкая и средняя самооценка. В то же время, у мальчиков чаще всего встречается средняя и высокая самооценка. Иными словами, в старшем подростковом возрасте самооценка мальчиков выше, чем самооценка девочек.

3. В группе младших подростков преобладающим стилем общения является неуверенный, а в группе старших подростков – агрессивный. В целом, в подростковом возрасте агрессивное общение достаточно распространено.

4. И в младшем, и в старшем подростковом возрасте мальчики более склонны к агрессивному стилю общения, чем девочки. У девочек чаще встречается неуверенный стиль общения.

5. Существуют значимые взаимосвязи самооценки и стилей общения:

- В младшем подростковом возрасте самооценка значимо взаимосвязана с неуверенным стилем общения;

- В старшем подростковом возрасте самооценка значимо взаимосвязана с агрессивным и неуверенным стилем общения.

Заключение

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. [17] Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. [23]

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью. [31]

У подростка ярко проявляет себя мотивационно–потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к  группам себе подобных. [22] Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности. [47]

По словам многих авторов (К.Роджерс, В.Сатир и др.), позитивное отношение к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми. Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении. [33, 54]

Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов. [45]

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило взаимосвязь самооценки и стиля общения подростков.

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -  М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.

2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просве­щение, 1994. – 83с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.

5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. -  М.: Просве­щение, 1983. – 274с.

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.

8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.

9. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просве­щение, 1979. - 288с.

10. Донцов А.И. Психология коллектива. -  М.: Издательство Московского Университета, 1984. -  174с.

11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.

12. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просве­щение, 1981. – 195с.

13. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.

14. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.

15. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986г. 147с.

16. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.

17. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.

18. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

19. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.

20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

21. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек­тива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвеще­ние, 1978.- 117с.

22. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.

23. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.

24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.

25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.

26. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.

27. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.

28. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.

29. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методика самооценки качеств личности

(м. Т. Дембо – С. Рубинштейн)

 

Опросный лист

Дата заполнения ________________

Класс__________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Методика «Диагностика стиля общения»

 

Инструкция: выберите вариант, который наиболее точно описывает ваше поведение в этих ситуациях, и отметьте его в бланке.

Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Если кто-то критикует вашу работу, вы обычно говорите:

а) «Я делаю все по высшему классу. Что вы в этом понимаете?»

б) «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»

в) «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим

Вы что-то забыли взять с собой. Вам говорят: «Ну и растяпа!». Обычно вы отвечаете:

а) «От растяпы слышу»

б) «Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»

в) начинаете оправдываться или обиженно молчите

Кто-то опоздал на встречу с вами и не дал никаких объяснений. Обычно вы говорите:

а) «В следующий раз ждать не буду»

б) «Мне пришлось поволноваться»

в) ничего не говорите этому человеку

Вам нужно, чтобы вам оказали услугу. Обычно в таких случаях вы говорите:

а) «Вы должны сделать это для меня»

б) «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», а затем объясняете суть дела

в) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека

Кто-то расстроен. Обычно в таких ситуациях вы говорите:

а) «Мне бы ваши заботы!»

б) «Не могу ли я помочь?»

в) находясь рядом, не заводите разговора

Вы чем-то расстроены. Вам говорят: «Вы чем-то расстроены?» Обычно в таких ситуациях вы отвечаете:

а) «Это не ваше дело!»

б) «Да, я расстроен. Спасибо за участие»

в) «Пустяки»

Когда вас ругают за чужую ошибку, вы обычно говорите:

а) «Вы ничего не понимаете!»

б) «Это не моя вина»

в) принимаете ответственность на себя

Когда вам говорят вам, что ваша работа великолепна, вы обычно отвечаете:

а) «Да, я обычно это делаю лучше всех»

б) «Спасибо»

в) «Вы преувеличиваете»

Если кто-то очень любезен с вами, обычно в таких случаях вы:

а) принимаете такое отношение, как должное

б) говорите: «Вы были очень любезны по отношению ко мне»

в) смущаетесь и ничего не говорите

Вы громко разговариваете с приятелем. На замечание вы обычно отвечаете:

а) «Все в порядке», и продолжаете громко разговаривать

б) «Извините, я буду говорить тише», после чего ведете беседу приглушенным голосом

в) сразу прекращаете беседу

Если кто-то пытается пролезть без очереди, вы:

а) громко возмущаетесь

б) просите встать в конец очереди

в) возмущаетесь про себя, конкретно ни к кому не обращаясь, или молчите

У кого-то есть нужная вам вещь. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь или просто забираете ее

б) говорите, что хотели бы воспользоваться этой вещью, и затем просите ее

в) рассуждаете об этой вещи, но не просите ее

Кто-то просит вас одолжить вещь, которую вам не хочется отдавать. Вы обычно говорите:

а) «Нет, надо иметь свою!»

б) «Вообще-то я не хотел бы ее никому давать, но вы можете попользоваться им»

в) одалживаете эту вещь вопреки своему нежеланию

Незнакомые люди разговаривают о том, что вам близко и понятно. Вы хотите присоединиться к разговору. В таких случаях вы обычно:

а) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом деле

б) подходите поближе и при удобном случае вступаете в разговор

в) подходите поближе и ждете, когда на вас обратят внимание

Вас спрашивают, что вы делаете. Обычно вы говорите:

а) «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?»

б) приостанавливаете работу и объясняете, что именно вы делаете

в) «Ничего особенного», или продолжаете молча работать

Вы видите человека, который упал, споткнувшись. В таких случаях вы говорите:

а) «Надо смотреть под ноги»

б) «У вас все в порядке? Я могу чем-то вам помочь?»

в) «Это все колдобины в тротуаре», или никак не реагируете на это событие

Вы споткнулись. У вас спрашивают: «С вами все в порядке?» Обычно вы говорите:

а) «Оставьте меня в покое!»

б) «Спасибо, все в порядке»

в) ничего не говорите

Вы сделали ошибку, в которой обвиняют другого. Обычно вы говорите:

а) «Это их ошибка!»

б) «Это моя ошибка»

в) ничего не говорите

Вы видите того, с кем хотели бы познакомиться. В этой ситуации вы обычно:

а) радостно окликаете этого человека, подходите и начинаете рассказывать о себе

б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор

в) подходите и ждете, когда он заговорит с вами или смотрите на него издали

Незнакомый человек приветствует вас. В таких случаях вы обычно говорите:

а) «Оставьте меня в покое»

б) «Здравствуйте! Мы с вами знакомы?», представляетесь и просите его представиться.

в) делаете вид, что не замечаете его

Подсчитайте и запишите в последних клетках число вариантов а, б, в. Преобладание варианта «а» - агрессивное поведение, «б» - уверенное поведение, «в» - неуверенное поведение (желающие могут прокомментировать свои результаты, но не стоит озвучивать и обсуждать их вопреки желанию самих ребят).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Результаты выполнения методики «Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна»

в группе младших подростков

 

Поряд­ковый №

 

 

Пол

Качества личности

Сред­ний балл

Уровень

Доброта

Честность

Сообра­зитель­ность

Трудо-любие

Щедрость

Любозна

тельность

Общитель

ность

1

М

1,5

2

2,7

2,8

3

3,5

2

2,9

Низкий

2

М

4,0

4,7

4,2

4,5

5,0

4,3

4,8

4,5

Высокий

3

М

3,2

2,8

3,4

2,6

3,3

3,1

4,7

3,3

Средний

4

М

4

4,2

4

5

3,5

4

4,7

4,2

Высокий

5

М

4,1

3,6

2,9

3,7

4,4

4,8

2,4

3,7

Средний

6

М

2

4,2

3,5

5

3,5

4,3

2,7

3,6

Средний

7

М

3,9

4,2

4,9

4,7

3,2

3,1

4,6

4,1

Высокий

8

М

2,1

2,9

2,5

3,1

3,3

0,5

3,1

2,9

Низкий

9

М

4,5

4

2,5

4,5

4,5

5

4,5

4,2

Высокий

10

М

4,8

5

3,5

4,8

5

5

4,1

4,6

Высокий

11

М

4,2

4,9

3,1

3,9

4,6

4,2

3,3

4,1

Высокий

12

М

4

4,7

3

3,7

4,4

4

3,5

3,9

Средний

13

Ж

4

3,7

2,6

3,2

3,3

2,4

3,2

3,2

Средний

14

Ж

3,8

4

3,5

3,5

3,6

4

2,1

3,5

Средний

15

Ж

4

3,6

4,2

4,9

3,9

4,1

4

4,1

Высокий

16

Ж

3,2

3,8

3,4

4,8

3,6

3,4

3

3,6

Средний

17

Ж

1,5

2

2,7

2,8

3

3,5

2

2,9

Низкий

18

Ж

3,8

3,9

4,2

3,9

3,6

3,7

2,1

3,6

Средний

19

Ж

4

3,7

3,8

4

3,5

3,2

3

3,6

Средний

20

Ж

4,5

4

2,5

4,5

4,5

5

4,5

4,2

Высокий

21

Ж

4,8

5

3,5

4,8

5

5

4,1

4,6

Высокий

22

Ж

4

3,5

3,6

4

3,5

1,3

3,2

3,3

Средний

23

Ж

2

2,2

3

2,5

2,6

2

2,2

2,9

Низкий

24

Ж

3,5

3

5

4,5

3

1

4,5

3,5

Средний

25

Ж

4

3,5

4,8

1,4

3,6

3,7

4,9

3,7

Средний

26

Ж

3

2

4

4

3,5

4

2,5

3,3

Средний

27

Ж

3,2

1,3

2,6

3

2,5

1,5

1,5

2,2

Низкий

28

Ж

4,8

3,6

2,9

3,7

4,4

4,1

2,4

3,7

Средний

29

Ж

2,5

3

1,6

1,5

2,4

3

2,4

2,4

Низкий

30

Ж

3,4

1,5

1

2,4

2,5

1,5

2,3

2,1

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Результаты выполнения методики «Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна»

в группе старших подростков

 

 

 

Поряд­ковый №

 

 

Пол

Качества личности

Сред­ний балл

Уровень

Доброта

Честность

Сообра­зитель­ность

Трудо-любие

Щедрость

Любозна

тельность

Общитель

ность

1

М

4,5

4,5

5

5

4,5

3,7

5

4,6

Высокий

2

М

4

3,5

2,3

5

3,5

0,5

4,3

3,3

Средний

3

М

2,5

2

2

2,3

1,3

5

4,5

2,8

Низкий

4

М

3,5

3

3

5

2,5

3

4,5

3,5

Средний

5

М

3,5

4,2

2,5

4,5

4,3

5

4,7

4,1

Высокий

6

М

4,5

4

2,6

4,5

4,5

5

5

4,3

Высокий

7

М

3,5

3

3

5

2,5

3,2

5

3,6

Средний

8

М

3,5

2

3,5

4,5

4,5

5

5

4

Высокий

9

М

3,5

3

2,5

2,6

3,5

1,5

3

2,8

Низкий

10

М

2

2,5

2,5

5

2,5

3

5

3,2

Средний

11

М

2

2,5

2,5

5

2,5

3

5

3,2

Средний

12

М

4,5

4

2,5

4

4,5

4,5

5

4,1

Высокий

13

М

3,5

2,5

2,5

4,5

4,5

4

3,5

3,7

Средний

14

М

3,5

3

3

4,5

4

3,5

4,5

3,7

Средний

15

Ж

1

2,5

2,5

1

1,6

2

3

1,9

Низкий

16

Ж

1,5

2

2,7

2,8

3

3,5

2

2,9

Низкий

17

Ж

2

2,2

3

2,5

2,6

2

2,2

2,9

Низкий

18

Ж

3,5

4

2,7

4,5

5

4

5

4,1

Высокий

19

Ж

4,5

2,3

3

5

4,5

3

5

3,9

Средний

20

Ж

4

2,5

1

2

4,5

3

5

3,1

Средний

21

Ж

3,5

2

3,5

4,5

4,5

5

5

4

Высокий

22

Ж

3,5

2,5

2

5

2,5

3

5

3,4

Средний

23

Ж

5

3

2,5

3,5

2,5

4,5

5

3,7

Средний

24

Ж

2,3

3

1.8

2

1,6

1

2,2

1,9

Низкий

25

Ж

4

2,5

3

4,5

4

3,5

5

3,8

Средний

26

Ж

2

1,6

3

2,1

1

3

2

2,1

Низкий

27

Ж

2,1

2,9

2,5

3,1

3,3

0,5

3,1

2,9

Низкий

28

Ж

3,5

2,5

2,5

4,5

4,5

4

3,5

3,7

Средний

29

Ж

3,5

2,5

3

4

4,5

4,5

2,5

3,5

Средний

30

Ж

2

3,2

4

2

2,5

2

2

2,5

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

 

Результаты выполнения методики «Диагностика стиля общения» в группе младших подростков

 

Поряд­ковый №

Пол

Агрессивное поведение

Уверенное поведение

Неуверенное поведение

Ведущий стиль общения

1

М

19

7

15

агрессивный

2

М

8

8

12

неуверенный

3

М

5

12

6

уверенный

4

М

17

12

11

неуверенный

5

М

5

11

16

неуверенный

6

М

18

20

11

уверенный

7

М

15

8

6

агрессивный

8

М

15

12

13

агрессивный

9

М

6

17

15

уверенный

10

М

13

4

10

агрессивный

11

М

11

4

15

неуверенный

12

М

8

18

5

уверенный

13

М

4

9

6

уверенный

14

М

17

1

7

агрессивный

15

Ж

15

7

11

агрессивный

16

Ж

8

6

14

неуверенный

17

Ж

16

2

10

агрессивный

18

Ж

7

4

18

неуверенный

19

Ж

10

6

19

неуверенный

20

Ж

7

15

10

уверенный

21

Ж

11

5

12

неуверенный

22

Ж

9

14

11

уверенный

23

Ж

9

19

12

уверенный

24

Ж

12

6

14

неуверенный

25

Ж

7

14

8

уверенный

26

Ж

7

3

17

неуверенный

27

Ж

11

5

15

неуверенный

28

Ж

8

5

17

неуверенный

29

Ж

3

6

13

неуверенный

30

Ж

15

3

6

агрессивный

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Результаты выполнения методики «Диагностика стиля общения» в группе старших подростков

 

Поряд­ковый №

 

 

Пол

Агрессивное поведение

Уверенное поведение

Неуверенное поведение

Ведущий стиль общения

1

М

22

7

10

агрессивный

2

М

6

11

13

неуверенный

3

М

19

6

8

агрессивный

4

М

16

1

1

агрессивный

5

М

12

8

3

агрессивный

6

М

16

9

4

агрессивный

7

М

15

8

2

агрессивный

8

М

14

7

4

агрессивный

9

М

13

11

7

агрессивный

10

М

16

7

3

агрессивный

11

М

9

25

9

уверенный

12

М

12

9

1

агрессивный

13

М

3

17

4

уверенный

14

М

15

5

4

агрессивный

15

Ж

16

4

2

агрессивный

16

Ж

7

10

8

уверенный

17

Ж

7

9

13

неуверенный

18

Ж

9

6

17

неуверенный

19

Ж

2

9

15

неуверенный

20

Ж

3

10

3

уверенный

21

Ж

16

8

4

агрессивный

22

Ж

2

11

1

уверенный

23

Ж

10

12

19

неуверенный

24

Ж

15

13

6

агрессивный

25

Ж

18

10

10

агрессивный

26

Ж

3

10

8

уверенный

27

Ж

13

13

19

неуверенный

28

Ж

6

10

12

неуверенный

29

Ж

17

8

2

агрессивный

30

Ж

8

7

15

неуверенный