рефераты, курсовые и дипломы на заказ
 
Нам 6 лет
ул. Московская, д. 6, оф. 11

достаточной полнотой уровень детского развития. Подобное понимание уровня развития не учитывает те возможности ребенка, которые актуализируются у него в ходе взаимодействия с другими людьми и которые могут существенно повлиять на достигаемые им результаты. Поскольку в процессе обучения на первый план выходят именно процессы взаимодействия ученика с учителем, другими взрослыми и с детьми, поэтому Л.С. Выготский предложил ввести еще один показатель развития – зону ближайшего развития.

     Смысл данного понятия состоит в следующем: то, что ребенок может сделать (решить) самостоятельно в учебном процессе, определяет уровень его актуального развития.  Но в учебном процессе ребенок вовлечен в процесс учебного взаимодействия. Подражая сверстникам и взрослым, в совместной деятельности с ними он может сделать гораздо больше того, что входит в пределы его собственных возможностей.

      То, что ребенок сделает сегодня с помощью других, завтра он уже выполнит самостоятельно. Это и является содержанием зоны ближайшего развития. Она позволяет определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.

     В итоге зона ближайшего развития ребенка рассматривается                 Л.С. Выготским как «расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством при помощи взрослых и в самостоятельной деятельности» [1, с. 385]. По сути дела, речь идет о степени расхождения между уровнем актуального и уровнем потенциального развития. Она определяется различием в сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно и при участии учителя (в сотрудничестве со сверстниками).

     Психологическая сущность зоны ближайшего развития состоит в механизмах подражания ребенка. Правильно понятое подражание оказывается тесным образом связано с процессом понимания. Подражание возможно лишь в тех случаях, когда имеет место понимание. В силу этого ребенок, подражая взрослым, может осуществлять такие действия, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей. В итоге с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослых ребенок может сделать гораздо больше, чем в ходе индивидуальной активности.

     Такое понимание роли подражания в жизни ребенка имеет принципиальное значение и переворачивает все учение о соотношении обучения и развития.

     Понятие о зоне ближайшего развития вполне согласуется с одним из теоретических выводов Л.С. Выготского, который он назвал «основным законом психического развития высших психических функций». Его содержание состоит в том, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – сначала как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая [1, с. 387]. Таким образом, новая психическая функция появляется у ребенка в качестве своеобразного «индивидуального продолжения» ее выполнения в коллективной деятельности.

     Хорошей иллюстрацией данного положения служит процесс развития речи. Первоначально речь в жизни ребенка возникает как средство общения с окружающими людьми, т.е. как функция интерпсихическая. Впоследствии происходит ее превращение во внутреннюю речь, и лишь затем она преобразуется в собственно внутреннюю интерпсихическую функцию, становясь основным средством мышления. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Warning: require_once(/home/aqq9483/public_html/na5.by/weff_60280370c7e5e3f0a04cf6bd89ee0ce9/weff_rl.php) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /home/aqq9483/public_html/na5.by/raboty.php on line 283

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/aqq9483/public_html/na5.by/weff_60280370c7e5e3f0a04cf6bd89ee0ce9/weff_rl.php' (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/aqq9483/public_html/na5.by/raboty.php on line 283