рефераты, курсовые и дипломы на заказ
 
Нам 6 лет
ул. Московская, д. 6, оф. 11

развитии. При этом само развитие, как правило, сводится к накоплению всевозможных условных рефлексов.

     В этом случае развитие мыслится как чисто натуралистический процесс, т.е. как природное усложнение или замещение прирожденных реакций. Обучение должно считаться с этими природными законами. Здесь развитие следует за обучением как тень за отбрасывающим ее предметом. Так, обучение детей каким-либо математическим знаниям практически всегда приводит к развитию у них ценных интеллектуальных привычек. В итоге любое обучение – развивающее.

     Третий подход представлен исследованиями, в которых крайности двух первых подходов пытаются преодолеть путем простого их совмещения.    В этом случает развитие, с одной стороны, мыслится как процесс, от обучения независимый. В то же время само обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения, рассматривается как тождественное развитию. В этом случает развитие (созревание) подготавливает и делает возможным обучение, а  последнее стимулирует и продвигает вперед развитие (созревание).

     В рамках данного подхода Л.С. Выготский выделил три ценные идеи:

     - соединение в одной теории двух ранее противоположных точек зрения. Это показывает, что поиск связей между обучением и развитием не лишен смысла.

      - взаимосвязь обучения и развития. Дальнейшее рассмотрение данного подхода позволяет обнаружить как стимулирующее влияние обучения на развитие, так и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения.

     - расширение роли обучения в понимании механизмов детского развития. В частности, имеют место попытки объяснить наличие развивающего обучения, опираясь на установки структурной психологии. Суть такого объяснения в следующем предположении: овладевая какой-либо конкретной операцией, ребенок вместе с тем осваивает некоторый общий структурный принцип, сфера приложения которого гораздо шире, чем у данной операции. Поэтому, овладевая отдельной операцией, дети в дальнейшем получают возможность использовать этот принцип и при выполнении других операций, что свидетельствует о наличии определенного развивающего эффекта.

     Вместе с тем, согласно этой теории, развитие всегда охватывает более широкий круг явлений, чем обучение. Например, ребенок научился производить какую-либо операцию. Тем самым он усвоил какой-то структурный принцип, сфера приложения которого шире, чем только операции того типа, на которых этот принцип был усвоен. Следовательно, совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага, т.е. обучение и развитие не совпадают. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь – развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.

     Общий вывод Л.С. Выготского состоял в том, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. При этом в рамках традиционных подходов под уровнем развития понимались умственные возможности ребенка по самостоятельному решению задач определенного уровня. Наиболее ярко этот подход был реализован в тестах на определение умственного возраста. Результаты подобных испытаний позволяли определять так называемый «уровень актуального развития» школьника. Тем самым речь идет о том уровне развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития.

     Вместе с тем практика образования показывает, что уровень актуального развития не определяет с

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Warning: require_once(/home/aqq9483/public_html/na5.by/weff_60280370c7e5e3f0a04cf6bd89ee0ce9/weff_rl.php) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /home/aqq9483/public_html/na5.by/raboty.php on line 283

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/aqq9483/public_html/na5.by/weff_60280370c7e5e3f0a04cf6bd89ee0ce9/weff_rl.php' (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/aqq9483/public_html/na5.by/raboty.php on line 283