рефераты, курсовые и дипломы на заказ
 
Нам 6 лет
ул. Московская, д. 6, оф. 11

развития и обучения состоит в признании уже не разрыва, а их тождества. «Обучение – это и есть развитие», считал Э. Торндайк, американский психолог, который внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения. Он разработал систему тестов для количественного измерения уровня психического развития, но к развитию и обучению подходил биологизаторски, отрицая качественное различие между навыками животных и человека. Считается, что Э. Торндайк своими исследованиями подготовил возникновение бихевиоризма. Бихевиористы также все сводили к научению, т.е. отождествляли развитие и обучение как и Э. Торндайк.

     Наличие разных точек зрения на связь психического развития человека с обучением, принадлежащие выдающимся психологам, говорит о достаточной трудности и одновременно важности данной научной проблемы.

     Проводившиеся в СССР в 20-30-е годы исследования раскрыли принципиальную связь образовательно-воспитательных систем с развитием психики ребенка, выявили основные источники и общие закономерности процесса развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский).         В последующие годы, особенно начиная с послевоенных лет, отечественные психологи продолжили исследования этой проблемы     (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.Н. Занков, П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина,  Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

     Проблема соотношения обучения и развития была рассмотрена         Л.С. Выготским в статье «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» По его словам, «вопрос об отношении обучения и развития ребенка в школьном возрасте представляет собой самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии … не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены [1, с. 374].

     Решение данной проблемы во многом зависит от того, как тем или иным психологом понимается сам процесс развития. В свете этого         Л.С. Выготский выделил три существующих теоретических подхода к решению данной проблемы.

     Первый подход опирается на идею о независимости детского развития от процессов обучения.  Т.е. Л.С. Выготским  рассматриваются взгляды А. Гезелла, З. Фрейда, Ж. Пиаже, с которыми мы познакомились  выше. По мнению Л.С. Выготского согласно этой теории, развитие должно совершать определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению ребенка определенным знаниям и навыкам. В итоге циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Получается, что развитие всегда идет впереди обучения, а обучение лишь плетется в хвосте у развития. Однако это исключает всякую возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Развитие и созревание выступают в данном случае скорее предпосылками, чем результатом обучения. Обучение «надстраивается» над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

     В итоге воспитание и обучение рассматриваются как условия приспособления педагогического процесса к психическому развитию ребенка. Педагогический процесс следует за развитием. По ироническому замечанию Л.С. Выготского, такая система обучения ориентируется не на завтрашний, а на вчерашний день детского развития.

     Согласно взглядам Л.С. Выготского второй подход полагает, что обучение и есть развитие. По его мнению, сторонником этой теории является В. Джеймс. Обучение полностью сливается с детским развитием и каждому шагу в обучении соответствует шаг в

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Warning: require_once(/home/aqq9483/public_html/na5.by/weff_60280370c7e5e3f0a04cf6bd89ee0ce9/weff_rl.php) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /home/aqq9483/public_html/na5.by/raboty.php on line 283

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/aqq9483/public_html/na5.by/weff_60280370c7e5e3f0a04cf6bd89ee0ce9/weff_rl.php' (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/aqq9483/public_html/na5.by/raboty.php on line 283