рефераты, курсовые и дипломы на заказ
 
Нам 6 лет
ул. Московская, д. 6, оф. 11

 психологии.

 

     В зарубежной психологии создано несколько теорий психического развития человека, в которых по-разному рассматривается проблема его связи с обучением. Наиболее известными и четко выраженными являются два направления:

1.     Теории, исходящие из признания независимости развития от обучения.

2. Теории, отождествляющие эти два процесса, сводящие развитие к обучению.

     Психическое развитие в теориях первого направления выступает как вполне самостоятельный процесс, и лишь его результаты должны использоваться в обучении организаторами обучения и самими обучающимися, так как нужно учитывать наличный уровень развития ребенка при дозировании учебного материал по трудности. Многие представители детской психологии, придерживающиеся этих теорий, описывают закономерности и этапы психического развития детей безотносительно к качеству и содержанию обучения. Развитие психики идет в полнейшей независимости от того, чему учат ребенка (нужному, полезному или, наоборот, ненужному) и как учат (хорошо или плохо). Среди психологов стоявших на этой позиции, самые известные – З.Фрейд, А. Гезелл, Ж. Пиаже. Кратко ознакомимся с их взглядами на проблему и результатами исследований.

     В психоаналитической теории развития З. Фрейда, разработанной достаточно детально и продолженной в исследованиях А. Фрейд и                Э. Эриксона, проблема обучения в принципе не является значимой, влияние обучения на развитие не анализируется, как, впрочем, и обратное влияние развития на обучение. Развитие З. Фрейд объясняет с иных позиций, его исследования построены на наблюдениях за изменениями в психике с точки зрения динамики инстинктов, которые управляют развитием человека  от младенчества до старости.

     На позиции независимости друг от друга развития и обучения стоял современный американский психолог А. Гезелл, создавший специальную клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей от рождения до 3 лет. Он разработал тесты и методики для объективного изучения процесса развития психики детей в период раннего детства, которые сейчас в модифицированном виде широко используются для исследования развития детей различного возраста. Однако А. Гезелл изучая развитие, не затрагивал обучение, не рассматривал его связь с социальной средой, т.е. придерживался позиции, что они друг от друга не зависят.

     Швейцарский ученый Ж.Пиаже, исследуя проблему интеллектуального развития ребенка, не мог пройти мимо фактора обучения. Самое главное в его позиции, отличающее ее от позиции вышеназванных ученых, молча обходящих эту проблему – это открытое и четко выраженное мнение, что обучение и развитие независимы  друг от друга. В экспериментах проводимых при помощи метода возрастных срезов были получены исключительно интересные результаты о ступенях развития детского мышления. Ученый установил, что для каждого детского возраста есть определенный предел интеллектуальных возможностей, за которым начинаются ошибки. Т.е. Ж. Пиаже рассматривает уровни этих возможностей как присущие конкретному возрасту, т.е. зависящие только от возраста, но не зависящие от обучения. Обучение должно приспосабливаться к возрастному уровню развития интеллекта.

     В этом принципиальное основание для отнесения Ж. Пиаже наряду с    З. Фрейдом и А. Гезеллом к теоретикам первой группы, разрывающим связь между развитием и обучением.

      Еще одна точка зрения на соотношение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Warning: require_once(/home/aqq9483/public_html/na5.by/weff_60280370c7e5e3f0a04cf6bd89ee0ce9/weff_rl.php) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /home/aqq9483/public_html/na5.by/raboty.php on line 283

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/aqq9483/public_html/na5.by/weff_60280370c7e5e3f0a04cf6bd89ee0ce9/weff_rl.php' (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/aqq9483/public_html/na5.by/raboty.php on line 283