Исследование инвестиционной политики организации и выбор путей ее совершенствования

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 33 с., 1 табл.,  17 источников.

ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, СТРАХОВЫЕ РЕЗЕРВЫ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ, ИНВЕСЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Объект исследования – закрытое акционерное страховое общество «Купала».

Предмет исследования – инвестиционная политика.

Цель работы – исследование инвестиционной политики страховой организации «Купала».

В процессе работы рассмотрены основные направления инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе. Исследована инвестиционная политика ЗАСО «Купала». Выявлены проблемы реализации инвестиционной политики и разработаны пути их решения.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

1. Основные направления инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………..5

1.1. Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций…………………………………………………………………………...5

1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……11

1.3. Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..15

2. Анализ инвестиционной политики предприятия на примере страховой организации ЗАСО «Купала»……………………………………………………...18

2.1 Анализ инвестиционных ресурсов ЗАСО «Купала»…………………..18

2.2 Анализ инвестиционной политики ЗАСО «Купала»………………….22

3. Проблемы реализации инвестиционной политики и направления их решения……………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях для осуществления эффективной деятельности организаций особо актуальной является проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций.

Инвестиционная активность является составной частью деловой активности хозяйствующих субъектов, включающей также производственную, инновационную, рыночную, маркетинговую и иную активность.

Стимулирование инвестиционной деятельности, выработка четкой стратегии инвестирования, определения ее приоритетных направлений, мобилизация всех источников инвестиций является важнейшим условием устойчивого и качественного развития предприятий.

Актуальность темы курсовой работы очевидна, так как существование и эффективная деятельность предприятия в современных условиях нереальна без хорошо налаженного управления его капиталом, то есть основными видами финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в форме материальных и денежных средств, различных видов финансовых инструментов. Капитал предприятия является, с одной стороны, источником, а с другой, результатом деятельности предприятия. Можно утверждать, что именно процесс инвестирования задает фирме ритм существования на период до начала реализации нового инвестиционного проекта.

Цель работы – исследование инвестиционной политики страховой организации «Купала».

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

1. Изучить основные направления инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе;

2. Исследовать инвестиционную политику ЗАСО «Купала»;

3. Выявить проблемы реализации инвестиционной политики и разработать пути их решения.

1. Основные направления инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе

1.1. Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций

Инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы и другие, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Необходимость инвестиций обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы:

– обновление материально-технической базы предприятия;

– увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности;

– освоение новых видов деятельности;

– повышение качества продукции.

Инвестиции в развитых странах составляют 15-16% совокупных расходов.

К материальным ресурсам относятся здания, оборудование, транспортные средства и другие вещественные объекты, направляемые для предпринимательской деятельности.

Нематериальными имущественными и интеллектуальными ценностями являются: право аренды, право пользования природными ресурсами, техническое и организационное ноу-хау и другие нематериальные ценности.

Величина инвестиций определяется суммированием стоимостной оценки ресурсов и ценностей, направляемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей 30 мая 2001 г. и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 г. Он устанавливает правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.

В рыночной экономике инвестиции привлекаются за плату. По экономическому содержанию плата за инвестиции близка к арендной плате.

Привлеченные инвестиции предприниматели путем инвестиционной деятельности трансформируют в активы. Активами называют объекты, обеспечивающие денежные поступления их владельцу.

Инвестиции можно классифицировать в зависимости от:

– экономического содержания;

– срока вложения;

– собственника вкладываемых ценностей;

– форм инвестирования. [3, c. 117].

По экономическому содержанию инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.

Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний, в свою очередь, принимает на себя обязательства по выплате определенных процентов в течение обусловленного времени, а также возврату по истечении сроков внесенной суммы займа. С другой стороны, приобретение ценных бумаг – это долевое, ограниченное во времени участие в капитале, приобретение права собственности в виде владения ценной бумагой или титулом собственности на определенное имущество.

Интеллектуальные инвестиции осуществляются в виде:

– приобретения исключительных прав пользования: покупка патентов, лицензий на приобретение, промышленных образцов, товарных знаков и т.д.;

– приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов – ученых и практиков по контракту, а также разового приобретения информационных услуг (консультирование, экспертиза, рекомендации и т.д.);

– приобретения научно-технической продукции, то есть интеллектуальных товаров в материальной форме (проектно-сметной документации, программ, методик, ноу-хау). Эти товары могут быть представлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров; аудио- или видеозаписей;

– вложений в человеческий капитал, то есть затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и т.д.

В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации – в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками. В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности.

В зависимости от срока, на который вкладываются средства, инвестиции делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).

Инвестиции бывают государственные и частные. Государственные в свою очередь подразделяются в соответствии с формами осуществления на прямые (непосредственно выделяемые из государственного бюджета) и скрытые (появляющиеся в результате налоговой политики).

Воздействие инвестиций на экономику можно определить, применяя понятия валовых и чистых инвестиций. Валовые инвестиции - это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическое развитие страны в данном периоде.

Вложение инвестиций юридическими, физическими лицами и государством в производство продукции (работ, услуг) или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата называется инвестиционной деятельностью. Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.

Объектами инвестиционной деятельности выступают:

– недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

– ценные бумаги;

– интеллектуальная собственность.

Законодательством Республики Беларусь определен перечень объектов, в отношении которых инвестиционная деятельность, кроме осуществляемой государством, запрещена. Кроме того, имеется ряд объектов, которые могут находиться только в собственности государства, но инвестиционная деятельность в отношении которых не исключается.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики и другие участники инвестиционного процесса (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и т.д.).

Основный субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.

Инвесторы – юридические и физические лица, принимающие решения по инвестиционной деятельности и осуществляющие инвестиции (вложения).

Субъектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь могут выступать как белорусские, так и иностранные физические и юридические лица, а также другие государства. Особенности регулирования деятельности инвесторов требуют их деления на национальных и иностранных.

Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние источники. К внутренним источникам относятся:

– государственные средства;

– собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь;

– привлеченные ресурсы – средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц, средства от благотворительных мероприятий;

– заемные средства. Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы. [7, c. 209].

Внешние источники могут выступать как прямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы.

Роль инвестиций в экономике обуславливается следующими факторами:

– инвестирование ведет к накоплению фондов предприятий, экономическому росту;

– величина инвестиций влияет на объем национального производства и занятость населения;

– нерациональное использование инвестиций может привести к замораживанию производственных ресурсов.

На величину инвестиций влияют:

– размер сбережений – чем больше сбережений, тем, как правило, больше объем инвестиций;

– величина дохода – чем больше доход, тем больше возможностей для инвестирования;

– доходы предприятий, их затраты и ожидания.

Непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются:

– ожидаемая норма прибыли;

– реальная процентная ставка.

Таким образом, инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности. И у собственника есть два варианта их использования: во-первых, за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. осуществить инвестиции и стать инвестором; во-вторых, самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые для производства товаров или предоставления услуг. Иначе говоря: собственник будет участником инвестиционной деятельности.

1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Свободный выбор метода инвестирования – характерная черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор объекта для инвестирования исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Однако развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды – это те объекты, которые не всегда могут принести доход, а чаще – убыточные.

Вмешательство государства обоснованно и необходимо в случаях:

– решения общенациональных проблем;

– решения социальных проблем отдельного региона;

– изменения экономической стратегии государства;

– если реализация инвестиционного проекта приведет к отрицательным последствиям.

Таким образом, государство обязано направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику.

Государственное регулирование имеет в своем арсенале набор инструментов, применение которых позволяет включиться рыночному саморегулированию. Чаще всего это происходит путем внедрения в систему стимулирования заданных государством элементов. Такими элементами выступают амортизационная политика, налоги, льготное кредитование и др.

Однако в целом ряде случаев экономических стимулов недостаточно. Решение отдельных проблем, к примеру, требует большого объема средств и при этом не обещает видимой отдачи в обозримом будущем. Другими словами, их финансирование относительно убыточно. Относительность выражается в невозможности определения прямого экономического эффекта по инвестиционному проекту. Это проекты, направленные на улучшение социальных, культурно-бытовых условий. Источниками такого финансирования выступают государственный и местные бюджеты. В государстве имеется еще один элемент регулирования инвестиционной деятельности – система выбора инвестиционных проектов, не имеющих прямого реального эффекта.

Система государственного инвестиционного регулирования включает органы, управляющие финансовой системой, определяющие кредитную политику, а также органы законодательной и исполнительной власти.

В условиях, когда рыночные механизмы работают нормально, участие государства в инвестиционной деятельности минимально. За счет ряда стимулов вопросы инвестирования решаются хозяйствующим субъектом. При этом на государство воздвигается лишь контрольная функция.

Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений и т.д. Правовая база инвестиционной деятельности должна основываться на принципах, действующих в мировой практике. К ним относятся:

– стабильность;

– последовательность, исключающая противоречия в принимаемых законах и нормативных актах;

– информированность всех заинтересованных сторон;

– прозрачность, не допускающая толкование в интересах любой из сторон инвестиционной деятельности, возможность опротестования противоправных действий любой стороны или лица, а также органов исполнительной власти;

– равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;

– благоприятствование активизации инвестиционной деятельности;

– интеграция государства в мировую экономику;

– обеспечение национальной безопасности. [4, c. 83].

Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.

Правильная валютная политика также оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Реальность валютных курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.

Амортизационная политика, в том числе метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, – влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.

В системе мер, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных норм и стандартов, условий пользования землей и другими ресурсами, ценовая политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.

В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь регулирование инвестиционной деятельности предусматривается двумя методами: методом прямого участия в инвестиционной деятельности и созданием благоприятных условий для ее развития.

Прямое участие в инвестиционной деятельности предполагает:

– принятие государственных инвестиционных программ;

– использование бюджетных ассигнований в качестве источника финансирования инвестиционных мероприятий;

– выделение централизованных инвестиционных ресурсов на условиях платности, срочности и возвратности;

– государственную экспертизу инвестиционных проектов;

– гарантию Правительства Республики Беларусь в случае привлечения кредитов в качестве источника финансирования инвестиционных проектов;

– предоставление концессий для национальных и иностранных инвесторов.

Метод создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвесторам государственной поддержки. Важными направлениями его реализации являются:

– защита интересов инвесторов;

– установление на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

– определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

– принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции;

– определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

– содействие в развитии рынка ценных бумаг;

– проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.

Намечается использовать и другие формы и методы государственного регулирования, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Таким образом, вторжение государства в инвестиционную сферу – это нормальная мировая практика, направленная на развитие инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества.

1.3.  Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Инвестиционная политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.

С помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений – на техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья.

Наиболее высокие темпы среднегодового прироста инвестиций (7-12%) предусматривались в 2001-2005 гг. с последующей стабилизацией инвестиционно-воспроизводственных процессов до уровня 6,2-8,0% в следующем пятилетии. В первом пятилетии общий объем инвестиций увеличился в 1,5-1,7 раза, а за 2006-2010 гг. – в 1,4 – 1,5 раза. Удельный вес их в ВВП в 2008 г. составил 23-23,2%, а в 2009 г. – 23,3-24,9%.

Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства предприятий (более половины общего объема инвестиций), которые формируются за счет прибыли и амортизационных отчислений.

Реализация наиболее важных целевых инвестиционных проектов предусматривает их поддержку бюджетным финансированием, причем строго на конкурсной и возвратной основе. Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования будет эффективность инвестиций и срок окупаемости (1-3 года).

Основная часть капитальных вложений из республиканского и местных бюджетов сосредотачивается на решении наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительство жилья. Ресурсы концентрируются в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения своевременного освоения выделенных средств и ввода в действие объектов. Внешнее финансирование (в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов) предполагается в размере около 5% от общего объема инвестиций. Инвестиционные ресурсы за счет средств населения на основе стабилизации реальных доходов и восстановления доверия к банковским учреждениям планируются в размере 10%.

Основными мерами по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются:

– мобилизация средств населения в сферу инвестирования за счет создания нового вида сбережений – долгосрочных инвестиционных вкладов под гарантии государства;

– активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему гарантий правительства под заемные средства, предоставляемые банками для реализации экономически значимых инвестиционных проектов;

– усиление роли государственных инвестиций на основе поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов;

– усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;

– расширение системы лизинговых операций для решения проблемы модернизации и технического перевооружения производств без значительного стартового капитала (особенно в сфере малого предпринимательства);

– развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ.

Решение социально-экономических задач развития требует принятия ряд мер по активизации инвестиционной деятельности в республике. [11, c. 62].

Прежде всего, следует обеспечить стабильность законодательной и нормативной базы в инвестиционной сфере. Принятие Инвестиционного кодекса будет способствовать созданию условий для инвестиционных вложений в экономику страны. Необходимо также сделать активные шаги по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все страны, сумевшие достичь экономического прогресса в последние десятилетия, стимулировали и использовали приток иностранного капитала. Для активизации его привлечения в Республику Беларусь необходимо осуществить ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков и установление более полного взаимопонимания с Международным валютным фондом и Мировым банком.

2. Анализ инвестиционной политики предприятия на примере страховой организации ЗАСО «Купала»

2.1 Анализ инвестиционных ресурсов ЗАСО «Купала»

Страховое общество «Купала» успешно работает на страховом рынке Беларуси более 16 лет. Компания начала свою деятельность в 1993 г. в г. Гродно как Белорусско-польское страховое общество «Купала». В 2003 г. в состав акционеров компании вошла одна из крупнейших страховых организаций Европы с 180-летней традицией страхования – австрийская группа Vienna Insurance Group.

Основной целью создания и деятельности ЗАСО «Купала» является развитие страхования для обеспечения защиты имущественных интересов юридических лиц, предприятий и организаций различных форм собственности, и граждан РБ, иностранных юридических лиц и граждан, на договорной основе, как на территории РБ, так и за границей, в различных сферах их деятельности, посредством аккумулирования страховых платежей и выплат сумм по страховым обязательствам, а также получение прибыли на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, объединяющих свои средства путем выпуска акций.

Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств ЗАСО «Купала» в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, образует из страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы, которые являются наиболее крупным источником инвестиционных ресурсов.

В 2009 году общий объем страховых взносов составил 10729 млн. руб. наибольшая часть страховых взносов, поступившая по договорам страхования, приходится на имущественное и личное страхование. В данном году было собрано страховых взносов по договорам страхования: по страхованию иному, чем страхование жизни: 5399 млн. руб. (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – 22%), в том числе личное страхование, кроме страхования жизни: 2153 млн. руб.; имущественное страхование: 2940 млн. руб., страхование ответственности: 306 млн. руб. общая чистая прибыль ЗАСО «Купала» в 2009 году составила 3963 млн. руб. и увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 38%.

ЗАСО «Купала» своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства перед страхователями. Клиентам ЗАСО «Купала» было выплачено страхового возмещения и обеспечения в размере 8420248 тыс. руб.

Страховые резервы размещаются в высоколиквидные и доходные активы. На страховые резервы приходится более половины источников средств компании. Основная часть страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, учитывая, что сроки, на которые заключаются такие договоры, как правило, не превышают одного года, используется обычно в течение года со дня их поступления. При этом следует иметь в виду, что определенная часть таких ресурсов может потребоваться в любой момент для осуществления страховых выплат по договорам страхования, поскольку страховой случай может произойти даже на следующий день после заключения договора.

Следовательно, средства, полученные по договорам страхования иного, чем страхование жизни, могут быть инвестированы, главным образом, в высоколиквидные, средне- и краткосрочные активы. Данные вложения должны удовлетворять срочные и внезапные потребности страховых компаний в денежных средствах, например, для осуществления страховых выплат.

Исключение может быть сделано лишь в отношении средств, аккумулированных в резервах выравнивания убытков. Эти резервы предназначены для обеспечения выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования лишь в тех случаях, когда текущих поступлений страховых взносов окажется недостаточно, а потому при благоприятном развитии событий такие резервы могут быть использованы частично и для более долгосрочных инвестиций. Это же касается и части резервов незаработанной премии в ситуации постоянного роста объема страховых операций, поскольку в подобной ситуации часть данных средств носит постоянный характер. Резервы незаработанной премии имеют тенденцию к увеличению. В 2007 году размер данного резерва составлял 1006345 тыс. руб., к 2009 году его объем увеличился уже до 2218718 тыс. руб.

Таблица 2.1. – Структура страховых резервов

Наименование показателя 2009 год 2008 год 2007 год
Резервы по страхованию жизни, тыс. руб. 285168 4843181 40796
Резервы незаработанной премии, тыс. руб. 2218718 1489446 1006345
Резервы убытков, тыс. руб. 996588 1025038 626392
Другие страховые резервы, тыс. руб. 0 0 0
Резерв предупредительных мероприятий, тыс. руб. 130068 91503 55147

Примечание – Источник: собственная разработка

По-иному, обстоит дело со страховыми взносами, поступающими по договорам страхования жизни. Особенностями страхования жизни являются, во-первых, длительный срок действия договоров: 5-10-15 и более лет, и, во-вторых, наступление обязательств по страховым выплатам в основной их части лишь по окончании действия договоров или в другие заранее оговоренные сроки, значительно отнесенные по времени от даты начала уплаты страховых взносов. Это позволяет, с одной стороны, инвестировать значительную часть резервов по страхованию жизни в относительно долгие инвестиционные проекты, причем, чем на более длительные сроки заключены договоры, тем более долгосрочными могут быть инвестиции, а с другой стороны, существенно снижать требования к ликвидности таких инвестиционных вложений.

В результате операции по страхованию жизни обеспечивают аккумуляцию долгосрочного денежного капитала, а средства резервов по страхованию жизни являются основным и наиболее важным источником инвестиций страховщиков.

Среди средств, которые могут использоваться для инвестирования, следует выделить резервы предупредительных мероприятий. Однако доля их в структуре средств компании в настоящее время мала. Размеры этих резервов в последние годы практически не увеличиваются. За последние три года наблюдаются лишь незначительные изменения в структуре резервов предупредительных мероприятий. Так, если в 2007 году их объем составил 55147 тыс. руб., то в 2008 году этот показатель увеличился лишь до 91503 тыс. руб., а в 2009 году до 130068 тыс. руб.

Помимо средств страховых резервов (привлеченных ресурсов) страховая компания имеет также собственные средства, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности (уставный, резервный, добавочный капитал, а также нераспределенная прибыль). В настоящее время уставный капитал ЗАСО «Купала» составляет 432 млн. руб.

Собственные средства могут использоваться на дальнейшее развитие организации, а также служат гарантией их устойчивости и способности выполнять свои обязательства. Поскольку данные ресурсы, как правило, свободны от конкретных обязательств, определенная их часть может быть вложена в сравнительно долгосрочные и менее ликвидные виды инвестиций.

Доля собственного капитала ЗАСО «Купала» в последние годы имеет тенденцию к росту. Рост собственных средств повышает финансовую устойчивость компании и создает базу для дальнейшего расширения деятельности. На конец 2007 г. собственные средства увеличились на 38,05 % по сравнению с началом года и составили 1435 млн. руб. Чистая прибыль за 2007 г. составила 396 млн. рублей.

Постоянный рост собственных средств свидетельствует о повышении степени надежности компании.

Таким образом, инвестиционный капитал организации (собственный капитал, страховые резервы и резервы предупредительных мероприятий) являются основными источниками инвестиционных ресурсов компании.

2.2 Анализ инвестиционной политики ЗАСО «Купала»

К целям инвестиционной политики ЗАСО «Купала» следует отнести: возвратность, надежность, доходность и ликвидность инвестиционных вложений.

Инвестиционный портфель компании, сформированный с учетом требований консервативной инвестиционной стратегии, призван диверсифицировать риски, обеспечить операционную ликвидность компании и получать стабильно высокий доход на инвестированный капитал.
К объектам инвестирования компании относятся инвестиционные
инструменты.

Среди прочего, наиболее часто используемыми объектами инвестирования компании являются банковские вклады и банковские векселя, государственные и муниципальные ценные бумаги, корпоративные облигации и акции, слитки золота, недвижимое имущество, паи инвестиционных фондов и доли в общих фондах банковского управления, доли в уставном капитале обществ.

Структура активов, которую использует компания при реализации инвестиционной политики, является динамической величиной, ограниченной рамками валютного законодательства, законодательства в области страхования и управленческих решений, принимаемых при управлении инвестиционным портфелем. Для структуры активов характерна нестабильность динамики. На протяжении последних лет наблюдается заметное изменение объема инвестиций компании и их удельный вес в структуре активов. В 2007 году объем инвестиций составил 672182 тыс. руб., в 2008 году объем инвестиций значительно увеличился и составил 4 135 061 тыс. руб., 2009 наблюдается снова снижение инвестиций, размер которых равен 2 930591 тыс. руб.

Так, если в 2007 году удельный вес инвестиций в структуре активов организации составлял 47%, то на сегодняшний момент в структуре активов наблюдается снижение удельного веса инвестиций. Он составляет уже 46 %. Структура инвестиционного портфеля по валюте риска:

1. Доля инструментов в USD 60-100%

2. Доля инструментов в RUR 0-40%

3. Доля инструментов в EURO 0-10%.

В структуре инвестиций данной организации долговые ценные бумаги и займы предприятиям и организациям имеют удельный вес, равный 25% инвестиционных вложений. Доля вложений в акции равна 40%. На вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций приходится более 11% вложений. Вложения в депозитные вклады банков занимают 25% инвестиций.

Таким образом, обращает на себя внимание, что данная организация меньше направляет средства в активы, связанные с получением долей собственности в других организациях, предпочитая таким вложениям размещение средств на банковских вкладах.

Вложения средств на приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг имеют небольшой удельный вес в инвестиционном портфеле организации. На такие ценные бумаги приходится менее 3% инвестиций.

Для углубления анализа проводимой организацией инвестиционной политики необходимо рассмотреть структуру вложений средств страховых резервов. Она по некоторым параметрам существенно отличается от инвестирования всех активов, включающих собственные средства организации.

Большой удельный вес имеют средства, размещенные на текущих счетах банков. На такой вид размещения у «Росно» приходится 20% страховых резервов.

Доля вложений в депозитные (срочные) банковские вклады и в банковские векселя составляет около 30% страховых резервов. Как видно, в банках компания размещает более половины своих страховых резервов.

Вложения средств страховых резервов в акции уступают вложениям в различные банковские активы и составляют около 22%. На вложения в облигации приходится около 13% их резервов. В объектах недвижимости размещено примерно 3% страховых резервов.

Вложения в ПИФы, в общие фонды банковского управления, в жилищные сертификаты, в слитки золота и серебра не так популярны и составляют не более 5% всех страховых резервов.

Значительная часть резервов связана с такими активами, которые определяются особенностями страховой деятельности и не являются, по сути, вложениями. Это, в частности, депо премий у перестрахователей и дебиторская задолженность.

Результатом инвестиционной политики компании является высокий показатель доходов, полученных от инвестирования страховых резервов и собственного капитала. Инвестиционный доход на 01.01.2010 года составил 845 млн. руб. Высокий показатель инвестиционных доходов по итогам года свидетельствует о повышении устойчивости компании.

По данным исследования, страховая компания и ранее имевшая достаточно высокую рентабельность, как инвестиций, так и активов в целом, еще больше увеличили ее в течение 2009 года. По расчетам, выполненным на основе анализа финансовых показателей деятельности компании, доходность инвестированного капитала выросла в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 1,56 %.

Данное исследование показало, что структура инвестиционного портфеля ЗАСО «Купала» является оптимальной в  условиях современного фондового и валютного рынков и определяется на принципах диверсификации, ликвидности, прибыльности и возвратности вложений.

Диверсифицированность инвестиционного портфеля, а также размещение своих счетов в надежных российских и иностранных банках позволяет минимизировать кредитные риски. Портфель компании разделен на несколько секторов. Ликвидность портфеля обеспечивают краткосрочные государственные ценные бумаги – ГКО/ОФЗ, а также банковские нерыночные инструменты – векселя и депозиты. Использование высоконадежных долгосрочных валютных облигаций – ОВВЗ – создает базу для обеспечения будущего постоянного устойчивого финансового состояния компании. Эти финансовые вложения – основа стабильности страховой компании.

3. Проблемы реализации инвестиционной политики и направления их решения

Инвестиционная политика анализируемой организации, являющаяся вторым после страховых операций источником доходов, в целом получила должное развитие.

Основой инвестиционной политики служит постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1750 «Об утверждении порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов». Постановление устанавливает виды активов, требования к активам и структуру активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, и регламентирует структуру вложений по каждому виду активов к суммарной величине страховых резервов.

Страховые резервы выполняют две функции: служат гарантией платежеспособности страховщика и являются важным источником инвестиционных ресурсов в национальную экономику. Учитывая, что страховые резервы предназначены только для обеспечения исполнения своих обязательств по договорам страхования, деятельность страховщика должна быть направлена на оценку степени риска размещения резервов и выбор приоритетных направлений инвестиций.

На основе анализа инвестиционной политики, проведенного на примере страховой организации, можно выявить некоторые проблемы привлечения инвестиций. Одной из таких проблем является проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций. Несмотря на то, что рост оказанных услуг в целом сопровождается ростом инвестиций, темпы этого роста не всегда имеют надежность. Это, прежде всего, связано с другой немаловажной проблемой – наличие значительных рисков и неопределенностей.

Инвестиции на белорусском финансовом рынке несут в себе высокие риски. Среди них необходимо выделить следующие:

1. кредитные риски эмитентов ценных бумаг (т.е. риск финансовой несостоятельности или банкротства);

2. рыночные риски рынка ценных бумаг (т.е. высокая амплитуда колебаний цены актива в зависимости от внешних факторов);

3. валютные риски (т.е. неблагоприятные изменения валютных курсов),

4. политические риски (например, смена политического руководства страны или возможность принятия политических решений, препятствующих выполнению обязательств эмитентами ценных бумаг),

5. законодательные риски (т.е. несовершенство законодательства о ценных бумагах, валютного законодательства, законодательства об акционерных обществах, ведущих к потенциальному нарушению законодательства).

При реализации инвестиционной политики компания исходит из того, что данные риски не являются диверсифицируемыми, а также то, что данный список не является исчерпывающим.

По ходу роста объемов компании, риски, возникающие при ее деятельности, тоже меняются. Известно, что на начальном этапе развития и финансирования роста компании эти риски самые высокие и покрываются, как правило, за счет собственных средств. Стадии роста сопровождаются высокими рисками и источниками финансирования выступают фонды прямых инвестиций, финансовые инвесторы или банковские кредиты.

Поэтому, именно на стадии роста необходимо искать возможности для привлечения портфельных инвесторов, которые реализуют путем инвестиций собственные цели и задачи. То есть портфельного инвестора интересует получение возврата на осуществленные инвестиции в связи с ростом капитала и акций, а не получение дивидендов.

И только на стадии зрелости, когда риски становятся умеренными, можно рассматривать другие альтернативы, среди которых банковские кредиты, публичные заимствования долгового капитала и собственный капитал.

Несмотря на выявленные проблемы, можно сказать, что компания не осуществляет вложения, связанные с повышенным риском, не использует кратковременно появляющиеся конъюнктурные инструменты. Основной целью инвестиционной политики ЗАСО «Купала» было и остается обеспечение высокого уровня ее финансовой устойчивости и своевременное выполнение своих финансовых обязательств перед клиентами.

При выборе направлений инвестиционной политики организация должна минимизировать риск инвестиций для обеспечения безусловных гарантий по выполнению своих обязательств. При этом необходимо установление определенных требований к составу и структуре инвестиционных активов страховых организаций. Так, при инвестировании страховых ресурсов в корпоративные ценные бумаги следует определить требования к ликвидности ценной бумаги и листинга эмитента. При размещении страховых активов, собранных по обязательным видам страхования, требования к инвестированию должны быть более жестко ограничены различными нормативными актами. При установлении нормативных требований к инвестированию страховых ресурсов важно учесть вопросы аффилированности.

Инвестиционная деятельность страховщиков должна быть направлена на обеспечение диверсификации инвестирования страховых резервов. Страховые резервы размещаются в различные по назначениям и срокам окупаемости объекты.

Данное исследование показало, что в целом инвестиционную политику компании можно охарактеризовать как умеренно-консервативную и взвешенную. Недостатком является лишь то обстоятельство, что инвестиции организации растут медленнее активов, их удельный вес в структуре активов в последние годы имеет тенденцию к снижению.

Для дальнейшего совершенствования инвестиционной политики необходимо провести работу по следующим направлениям:

– изучение эффективности разрешенных направлений инвестиций организации и подготовка предложений, которые позволят сделать их более гибкими;

– разработать различные механизмы, способные лучшим образом использовать резервные фонды и обеспечить защиту денежных ресурсов страховщика от их обесценивания;

– для развития рынка страхования жизни, который бы учитывал возможности удовлетворения долгосрочных сберегательных интересов граждан, а также интересов государства по аккумулированию значительных финансовых ресурсов, необходимо разработать механизм инвестирования свободных денежных средств в среднесрочные и долгосрочные виды ценных бумаг, обеспечить минимизацию риска и возврата;

– осуществлять строгий учет использования долгосрочных средств, которые должны рассматриваться как источник внутренних инвестиций в экономику.

Если на макроуровне инвестиционная политика является необходимой и полезной для национальной экономики, то на микроуровне она является необходимой для конкретной организации, так как повышает ее финансовую устойчивость, платежеспособность и конкурентоспособность.

На мой взгляд, на сегодняшний день выбор инвестиционной политики является индивидуальным решением для каждой организации в зависимости от выбранной стратегии. И четкого мнения, каким должен быть идеальный портфель страховой организации, нет. Принято такое мнение, что сновной деятельностью страховых компаний является именно страхование и, в частности, осуществление связанных с этой деятельностью страховых выплат, а не получение максимального инвестиционного дохода. Но, мне кажется, что страховая компания должна стремиться к эффективному инвестированию и нахождению баланса между наибольшей доходностью и минимальными рисками, т.е. необходимо проводить стратегию надежности и объективности, нужно сбалансированное соотношение риска и доходности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы еще раз остановиться на основных моментах курсовой работы.

Итак, инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любого динамично развивающегося предприятия (организации).

В инвестиционной деятельности используются общепринятые, единые для всех участников инвестиционного процесса термины и понятия. Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения доходов (прибыли) и достижения положительного социального эффекта. Из определений инвестиционной политики видно, что каждый автор трактует его по-разному, но главная идея одна: инвестиционная политика необходима для повышения производственного потенциала.

Основной целью инвестиционной политики предприятия является создание оптимальных условий для вложения собственных и заемных финансовых и иных ресурсов, обеспечивающих возрастание доходов на вложенный капитал, для расширения экономической деятельности предприятия, создания лучших условий для победы в конкурентной борьбе.

Инвестиционная политика играет ключевую роль в развитии предприятия и влияет на финансовые результаты деятельности компании. На примере конкретной организации в данной работе был проведен анализ инвестиционной политики предприятия. Результатом исследования стало формирование образа инвестиционного портфеля средней компании, работающей на реальном рынке, состава ее активов, а также было сформировано мнение о значении, роли и важности инвестиционной политики на предприятии.

Основными источниками инвестиционных ресурсов анализируемой организации являются средства страховых резервов и собственный капитал. Доля собственного капитала ЗАСО «Купала» в последние годы имеет тенденцию к росту.

На протяжении последних лет наблюдается заметное изменение объема инвестиций компании и их удельный вес в структуре активов.

В структуре инвестиционного портфеля исследуемой организации наибольшую долю составляют инвестиции в акции (40%). Вложения средств на приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг имеют наименьший удельный вес в инвестиционном портфеле организации и составляет всего лишь 3%

В структуре вложений средств страховых резервов наибольшую долю имеют вложения в депозитные (срочные) банковские вклады и в банковские векселя. Они составляют около 30% страховых резервов. Средства, размещенные на текущих счетах банков, имеют удельный вес, равный 20%. Вложения средств страховых резервов в акции и облигации составляют 22% и 13 % соответственно. На другие вложения приходится около 5% средств страховых резервов.

Основными проблемами привлечения инвестиций является проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций, а также наличие значительных рисков и неопределенностей. Дальнейшее совершенствование инвестиционной политики организации должно быть направлено на разработку механизмов, способных лучшим образом использовать резервные фонды. При выборе направлений инвестиционной политики организация должна минимизировать риск инвестиций для обеспечения безусловных гарантий по выполнению своих обязательств. При этом необходимо установление определенных требований к составу и структуре инвестиционных активов страховых организаций. Также требуется изучить эффективность разрешенных направлений инвестиций, организовать и подготовить предложений, позволяющие сделать их более гибкими.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балдин К.В., Быстров О.Ф., Передеряев И.И. Инвестиции: системный анализ и управление: [учебное пособие] / Балдин К.В., Быстров О.Ф., Передеряев И.И., Соколов М.М.; Ред. Балдин К.В. 3-е изд., исправленное. М.: Дашков и К, 2009. – 288 с.

2. Гончаров В.И. Инвестиционное проектирование: Учеб. - метод. комплекс / Мин. ин-т упр. Мн.: МИУ, 2004. – 224 с.

3. Игонина Л.Л. Инвестиции: учебник / Игонина Л.Л. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Магистр, 2008. – 749 с.

4. Катибникова С.И. Инвестиционная политика Республики Беларусь в переходной экономике [Текст] / Ред. Гавриленко В.Г. Мн.: Право и экономика, 2005. – 224 с.

5. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: учебное пособие / Колмыкова Т.С. М.: Инфра-М, 2009. – 204 с.

6. Красавина Л.Н. Финансовые и кредитные проблемы инвестиционной политики. М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.

7. Лапыгин Ю.Н., Балакирев А.А. Инвестиционная политика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Лапыгин Ю.Н., Балакирев А.А., Бобкова Е.В. и др.; Ред. Лапыгин Ю.Ню М.: Кнорус, 2005. – 320 с.

8. Мазоль С.И. Инвестиционный анализ: пособие / Мазоль С.И.; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. Мн.: БГЭУ, 2009. – 538 с.

9. Мишин Ю.В. Инвестиции: учебное пособие для студентов вузов / Мишин Ю.В. М.: Кнорус, 2008. – 288 с.

10. Нешитой А.С. Инвестиции: учебник / Нешитой А.С. 8-е изд., переработанное и исправленное. М.: Дашков и К, 2009. – 372 с.

11. Поплыко В.И. Инвестиционная политика Республики Беларусь: учебно-методическое пособие / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. Мн.: БГЭУ, 2007. – 126 с.

12. Смольский А.П. Инвестиционное проектирование: учебно-методическое пособие для слушателей ИПК и ПК / Сост. Смольский А.П.(автор-составитель); Министерство образования Республики Беларусь, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2008. – 88 с.

13. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план. Управление инвестиционными проектами: финансовый анализ, оценка проектов, управление рисками / Станиславчик Е.Н. [2-е изд.]. М.: Ось-89, 2009. – 128 с.

14. Тунин Г.А. Основной капитал и инвестиционная политика: Учеб. пособие / Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. Каф. экон. теории. М.: Приор, 2000. – 64 с.

15. Чернов В.А. Инвестиционный анализ: учебное пособие для студентов вузов / Чернов В.А.; Ред. Баканов М.И. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ, 2009. – 159 с.

16. Шамов В.А. Инвестиционное проектирование: учебно-методическое пособие / Шамов В.А.; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. Мн.: БГЭУ, 2008. – 88 с.

17. Янковский К.П. Инвестиции: учебное пособие для студентов вузов / К. П. Янковский. СПб.: Питер, 2008. – 368 с.