Преодоление агрессивного поведения учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.. 6

1.1 Феномен «агрессивного поведения» в подростковом возрасте. 6

1.2 Типичные проявления агрессивного поведения учащихся в процессе обучения. 8

1.3. Роль учителя в преодолении агрессивного поведения подростков. 10

1.4 Специфика преодоления агрессивного поведения подростков на уроке иностранного языка 12

Выводы по главе I. 13

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.. 14

2.1 Стиль взаимодействия учителя с учащимися как фактор преодоления агрессивного поведения подростков. 15

2.2 Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе обучения. 17

2.3 Педагогическая диагностика как условие успешного преодоления агрессивного поведения учащихся 21

Выводы по главе II: 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 33

ВВЕДЕНИЕ

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования; с насыщенным характером информации; с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного. Подростки более других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах [4; c. 93].

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Психологические обстоятельства возраста: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, бурная гормональная перестройка организма – делают эмоциональную и поведенческую сферы подростка особенно уязвимыми и податливыми, что часто проявляется в агрессивности и негативизме [6].

В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость".

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося, и в частности, агрессивного поведения (Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.[1; 3; 5; 8; 11; 13; 16].

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения подростков. Проблема заключается в недостаточном обосновании путей и средств преодоления агрессивного поведения подростков на уроках иностранного языка.

Актуальность темы подтверждается возрастающим уровнем агрессивного поведения учащихся массовой школы. Имеющие место отрицательные психологические, социальные, экономические, бытовые условия жизни подростка обуславливают возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий [19].

Цель исследования: разработка теоретических основ для преодоления агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета – иностранного языка.

Объект исследования: преодоление агрессивного поведения учащихся.

Предмет исследования – преодоление агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета - иностранного языка.

Задачи исследования

1. Определить содержание и структуру агрессивного поведения личности.

2. Выявить и обосновать систему педагогических условий по преодолению агрессивного поведения подростков.

3. Разработать методические рекомендации для педагогов по преодолению, предотвращению агрессивного поведения подростков.

Гипотеза: мы предполагаем, что преодоление агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета возможно при соблюдении системы психолого – педагогических условий организации урока иностранного языка.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретическое изучение и анализ исследований по проблеме детской агрессивности.

- эмпирические методы: наблюдение исследуемого явления в целостности и динамике изменения; беседа с целью уточнения наблюдений.

Все вышеперечисленные методы исследования помогли получить полную и достоверную информацию по интересующей нас проблеме.

Этапы исследования:

1 этап – теоретический: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме с целью выявления сущности и содержания изучаемого педагогического явления;

2 этап – диагностический: выявление состояния развития агрессивного поведения подростков в процессе обучения

3 этап – разработка и реализация модели по преодолению агрессивного поведения;

4 этап – аналитический: анализ эффективности реализации модели; осмысление результатов исследования; формулировка выводов.

5 этап – разработка рекомендаций для педагогов по преодолению агрессивных проявлений подростков в процессе обучения.

Исследование проводилось на базе ХХХ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Феномен «агрессивного поведения» в подростковом возрасте

Девиантное поведение подростков является сейчас наиболее актуальной проблемой. В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения.

Латинское слово "агрессия" означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приводится следующее определение: «агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт [15].

В подростковом возрасте агрессивные действия выступают в качестве: средства достижения какой – либо значимой цели; способа психологической разрядки; способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Среди факторов, провоцирующих агрессивность подростка, выделяют:

1. Наследственно – характерологические факторы (наследственная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно – возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

2. Органические факторы (травмы головного мозга, особенности нервной системы, ММД и т. п.).

3. Социально – бытовые (неблагоприятные условия воспитания; неадекватно – жестокий родительский контроль; враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку; конфликт между супругами.

4. Ситуационные (реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников; чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка); новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации; нарастание утомления и пресыщения у ребёнка [16; c. 112].

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития [6; c. 53].

Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена [6].

На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма [6].

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является школа.

1.2 Типичные проявления агрессивного поведения учащихся в процессе обучения

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в поведении подростков в процессе обучения, необходимо выделить следующие:

Ø Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Ø Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Ø Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Ø Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Ø Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев [11; c. 26].

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Ø Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева за действительные или мнимые страдания.

Ø Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Агрессивные реакции могут быть:

Ø Прямыми (непосредственно направленные против какого – либо объекта или человека);

Ø Косвенными (действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.) [1; c. 168].

Агрессия, проявляемая подростком, может быть:

Ø инструментальной (является следствием достижения какой – либо нейтральной цели);

Ø враждебной (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда) [4; c. 52].

В процессе обучения подростки могут проявлять следующие эмоциональные реакции: обида, гнев, раздражение, огорчение и др.

Проявление агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Всё это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психолого-терапевтическая грамотность учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учётом индивидуального подхода к подростку.

1.3. Роль учителя в преодолении агрессивного поведения подростков

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности педагога, потому что воспитательная сила изливается только из источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Где же тот канал, по которому изливается воспитательная сила педагога? [5; c. 257] Таким единственным каналом является его общение с детьми. Ведь воспитание представляет собой не что иное, как специально организованное межличностное взаимодействие взрослых с детьми и детей между собой.

Педагогическое взаимодействие как айсберг: подводная, скрытая часть которого, включает в себя педагогическое отношение, ценностные ориентиры, установки, социальную перцепцию, эмпатию и т.д., а внешняя, наблюдаемая, - то поведение, собственно общение, в котором реализуется, проявляется этот внутренний мир педагога.

Типы педагогического отношения:

1. активно – положительный тип характеризуется ровным, душевным отношением к детям. Педагогу присущи преобладание положительной оценки, искренность, такт, действует убеждением. Ребенок для такого педагога небезразличен.

2. пассивно – положительный тип проявляется в нечетко выраженной эмоционально – положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой педагог нередко выбирает сухой, официальный тон в общении с воспитанниками.

3. неустойчивый тип отношений характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально – положительной направленности. Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений, их оценка ребенка и манера поведения во многом зависят от сложившейся ситуации.

4. активно – отрицательный тип отношений педагога выражается в негативном отношении к детям, к педагогической работе. Такой педагог создает часто в группе атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохо поведения. Между детьми и учителем такого типа может возникнуть психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования педагога, постоянно «защищаются» от него.

5. пассивно – отрицательный тип характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, к педагогической деятельности. Педагог умеет создавать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и к детям безразличен [2; c. 67-68].

Стиль деятельности педагога во многом характеризуется отношениями с учениками. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют вариативность стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Сущность стиля педагогического общения в отечественной психологии трактуется как поведенческий компонент установки на ребенка (Д.Б. Оборина); как стиль отношения к нему (Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовин, А.А. Русалинова); как стиль (манера) обращения с ним (А.А. Бодалев, Л.И. Криволап) и др.[2; 5; 12; 14; 18].

Наиболее популярной на сегодняшний день в отечественной психологии является трехкомпонентная классификация стилей руководства, предложенная К. Левиным: a/ директивный; б/ демократический; в/ либеральный [15; c. 47].

Характерные черты, присущие определенным стилям руководства, различаются, главным образом, по следующим признакам: порядок распределения обязанностей, методы подготовки, принятие и организация выполнения решений, формы контактов с учениками и контроль их деятельности (Приложение1) [2; 14].

1.4 Специфика преодоления агрессивного поведения подростков на уроке иностранного языка

Задача сохранения и укрепления эмоционального здоровья учащихся относится к проблемам здоровьесберегающих технологий. Использование средств учебного предмета – иностранного языка с целью преодоления агрессивного поведения подростков, предполагает правильную организацию урока с точки зрения здоровьесбережения.

Изучение иностранного языка на уроке позволяет реализовать следующие формы, методы, средства и способы организации учебной деятельности с целью создания условий преодоления агрессивных проявлений учащихся:

а) использование элементарной диагностики утомляемости учащихся – это сравнительный анализ выражения лиц школьников, наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса, применение метода цветовой диагностики, суждение о выборе учениками определенного вида деятельности, анализ ошибок;

б) снижение утомления школьников: применение дидактических игр; включение в урок физкультурных пауз; введение наглядного материала в урок, благоприятно воздействующего на эмоциональную сферу; включение учеников в групповую или парную работу; смена одного вида деятельности другим; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию;

в) создание благоприятного психологического климата: включение ученика в беседу, дискуссию; доступность и преемственность информации; использование соответствующих средств обучения; доброжелательное отношение к ученикам; включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся; создание условий для «ситуаций успеха» на уроке; психологическая подготовка учеников к этапу контроля знаний;

г) обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении: использование соответствующих педагогических технологий; обязательность дифференцированных домашних заданий; наличие комплекта учебных пособий и карточек, в том числе на электронных носителях с уровневыми заданиями; учет интенсивности самостоятельной работы;

д) выполнение санитарно-гигиенических условий: следование нормам освещения, температуры и состава воздуха (М.М. Безруких) [18; c. 241- 243].

Выводы по главе I

1. Агрессивное поведение детей и подростков имеет сложную природу, изучение требует реализации системного подхода, выявляющего связь неблагоприятных факторов; применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза; реализации междисциплинарного подхода, который предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская [7; c. 42 - 43].

2. Характер взаимодействия учителя с детьми на уроке является объективным условием формирования эмоционально благополучного состояния учащихся в ходе обучения. Негативные проявления педагогического отношения к учащимся могут провоцировать раздражение, обиду, агрессию. Так, авторитарный стиль общения и присущие ему особенности взаимоотношений с учениками: жесткое следование требованиям, указания на ошибки, дистанционность отношений; чрезмерно завышенные требований, отрицательные оценки действий детей и т.д.

Эмоциональное благополучие подростков наблюдается при демократичном стиле взаимодействия педагога с учащимися. Данный стиль педагогического общения наиболее благоприятен для развития личности подростка.

3. Деятельность учителя иностранного языка по преодолению агрессивного поведения учащихся осуществляется непосредственно через организацию эмоционально благоприятных условий средствами учебного предмета, а также опосредовано, через вербальную оценку и анализ агрессивного поведения подростка.

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В исследовании приняли участие 28 учеников 7 класса и 2 учителя иностранного языка, работающие в этом классе.

Учащиеся класса были разделены на группы в соответствии с подгруппами по изучению иностранного языка:

1 группа – контрольная – 13 учащихся.

Стаж работы учителя иностранного языка – 3 года.

2 группа – экспериментальная – 15 учащихся.

Стаж работы педагога, работающего с группой – 6 лет.

Средний возраст подростков – 13 лет.

В ходе опытно – экспериментальной работы решались задачи 2 и последующих этапов исследования:

2 этап – диагностический: выявление состояния развития агрессивного поведения подростков в процессе обучения

3 этап – разработка и реализация модели по преодолению агрессивного поведения;

4 этап – аналитический: сравнение диагностических результатов; анализ эффективности реализации модели; осмысление результатов исследования; формулировка выводов.

5 этап – разработка рекомендаций для педагогов по преодолению агрессивных проявлений подростков в процессе обучения.

В целях сохранения целостности восприятия излагаемого материала результаты первоначального изучения уровня агрессивности подростков будут описаны в параграфе 2.3. Так как в ходе наблюдения за проявлениями агрессивности учащихся на уроке стали очевидными некоторые негативные черты педагогического общения учителя и учеников, считаем целесообразным начать описание с характеристики выявленных стилей педагогического взаимодействия.

2.1 Стиль взаимодействия учителя с учащимися как фактор преодоления агрессивного поведения подростков

Данное направление работы предполагало выявление стиля педагогического взаимодействия как одного из факторов преодоления агрессивного поведения детей на уроке. Теоретическое изучение данного вопроса в первой главе работы позволяет утверждать, что оптимальным для предотвращения проявлений агрессивности у учащихся является демократический стиль, который характеризуется активно – положительным отношением к детям, адекватной оценкой их возможностей, успехов и неудач.

С целью определения стиля педагогического общения с учащимися учителей, работающих в данном классе, было организовано наблюдение на уроках за особенностями:

- отношений и общения педагога и детей;

- методов и приемов организации и управления деятельностью детей на уроке;

- способов реагирования педагогом на конфликтные ситуации и агрессивные проявления;

- оценки учебных достижений.

В ходе наблюдения факты проявления выделенных особенностей фиксировались в протоколах наблюдения (Приложение 2).

Анализ протоколов наблюдения позволил определить следующее:

Педагогу, работающему в первой подгруппе (контрольной) присущи в целом черты демократического стиля: направленность на повышение активности детей, заинтересованность, положительное и стимулирующие отношение к ученикам, адекватные формы контроля и оценки.

На уроках педагог использует как фронтальные так и индивидуальные формы и методы работы с группой, что позволяет поддерживать высокий темп урока, но часто приводит к утомлению детей, потере внимания. Отвлечения учащихся педагогом строго контролируется, учитель делает замечания, что вызывает недовольство и агрессию со стороны отдельных детей. Реакция учителя на агрессивные проявления в свой адрес и адрес других детей однозначна - строгий выговор. В конфликтных ситуациях педагог проявляет строгость, принципиальность. Официальный, сухой тон общения. В отношениях с детьми педагог проявляет пассивно – положительный тип общения: нечетко выраженная эмоционально – положительная направленность во взаимодействии с детьми.

Педагог, работающий со второй подгруппой (экспериментальной), не проявляет черты конкретного стиля педагогического общения. Особенности взаимодействия с учащимися характеризуются неустойчивостью, ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально – положительной направленности. Часто отношение к коллективу детей зависит от настроения педагога и конкретной ситуации.

Так, в отношениях с детьми можно увидеть черты демократического стиля: педагог доброжелателен к детям; личностный подход преобладает над деловым; с вниманием относится к проблемам детей в усвоении программного материала.

Но, вместе с тем, присутствуют черты либерального стиля, что проявляется в нестабильности и ситуативности оценок и требований, а также некритичного отношения к детям.

Это выражается в низком контроле за детьми, пассивности в деятельности. Дисциплина на уроках низкая, что приводит к отвлечениям учащихся, занятиям посторонними делами, разговорам на уроке. Достаточно часто возникают конфликтные ситуации, в которых педагог ограничивается указанием на плохое поведение. Призывы педагога к работе на уроке провоцируют агрессивные проявления подростков.

Таким образом, выделенные особенностей взаимоотношений педагогов с учащимися в подгруппах требуют коррекции, т.к. не соответствуют оптимальному и благоприятному, на наш взгляд, для преодоления агрессивного поведения подростков стилю педагогического общения.

Педагогу, работающему в экспериментальной группе рекомендовано придерживаться демократического стиля общения:

1. Проявлять умеренную строгость, настаивать на выполнении требований дисциплины. Использовать метод убеждения.

2. Учитывать индивидуальные особенности, мотивы и причины, побуждающие к агрессивному поведению.

3. Более широко и разнообразно использовать активные формы работы на уроке для повышения интенсивности и темпа урока. Постоянно осуществлять контроль за выполнением заданий, а также поведением и самочувствием детей на уроке.

4. Проявлять адекватность в требованиях и оценке детей.

По замыслу исследовательской программы коррекция стиля педагогического отношения учителя будет осуществляться только в экспериментальной группе. Вместе с тем, педагогу, работающему с контрольной группой, также были даны рекомендации по оптимизации взаимодействия с учениками. Важно отметить, что педагоги в целом согласны с замечаниями, с вниманием отнеслись к предложенным рекомендациям и проявили готовность им следовать, т.к. заинтересованы в улучшении взаимоотношений с детьми.

2.2 Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе обучения

Теоретический анализ педагогических исследований по проблеме агрессивности подростков показал, что психологическая атмосфера во время урока, также как и стиль педагогического общения, является существенным фактором преодоления агрессивного поведения учащихся.

Для создания психологически комфортной атмосферы на уроке нами выделены следующие условия:

1. Доброжелательность, тактичность педагога, уважение личности ученика.

2. Эмоционально - выраженный, но спокойный тон педагога.

3. Стимулирование познавательного интереса учащихся на уроке.

4. Разнообразие видов деятельности на протяжении урока .

5. Обеспечение двигательной активности, снятие усталости, напряженности

6. Создание «ситуации успеха»; доброжелательное отношение к неудачам учеников.

7. Юмористическая составляющая.

8. Использование приемов поддержки и стимулирования: подбадривание, похвала, прикосновение.

9. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Создание благоприятного психологического климата на уроке, оптимальный, демократический, стиль отношения педагога к ученикам, а также оптимизация содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка, на наш взгляд, являются очевидными условиями преодоления агрессивного поведения подростков в учебной деятельности.

На основе анализа психологических и педагогических исследований по проблеме агрессивности детей нами разработана модель профилактики и преодоления агрессивного поведения учащихся средствами урока иностранного языка (Приложение 3).

Важными компонентами данной модели являются:

1. Оптимизация содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка:

А) с целью рациональной организации традиционного урока иностранного языка целесообразно придерживаться структуры урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.

Б) чередование видов деятельности на уроке иностранного языка помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

В) использование разных форм обучения повышает познавательный интерес к уроку и привносит элемент новизны, снимает усталость (работа в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава).

Г) учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем обученности предполагает подбор заданий и упражнений разного уровня сложности, объема, способа выполнения (письменный/ устный; индивидуально или в группе).

Д) стимулирование познавательного интереса к изучению иностранного языка осуществляется посредством, например, подбора дополнительного языкового материала, организацию исследовательской или проектной деятельности учеников (например, тема проекта «Национальные праздники Германии – как ресурс развития международного туризма» и т.д.), включение игровых, занимательных, соревновательных моментов (например, деление на группы или пары по карточкам, месяцу рождения и т.д.).

Е) обеспечение двигательной активности на уроке иностранного языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Отличительной особенностью двигательных упражнений на уроке иностранного языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

Ж) элементарная диагностика эмоционального состояния учащихся на уроке подразумевает определение усталости, утомленности, что может осуществляться посредством анализа выражения лиц школьников, наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса, применение метода цветовой диагностики и т.д.

2. Благоприятная психологическая атмосфера на уроке.

Условия создания комфортной атмосферы в процессе обучения были выделены и рассмотрены выше. Но, важным в преодолении агрессивного поведения подростков на уроках представляется момент оказания позитивной психологической поддержки ученика. В данном направлении, на наш взгляд, целесообразно включать в урок виды деятельности, повышающие положительное отношение подростка к себе, уверенность в своих силах. С этой целью можно использовать методы эмоциональной раскачки, медитативно - релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию (Приложение 4). Данные упражнения позволяют снять утомление, напряжение, усталость, раздраженность, что часто бывает причиной проявления агрессии. Что не менее важно, упражнения способствуют закреплению языкового материала.

3. Проявление учителем демократического активно – положительного стиля отношения к учащимся.

Ранее в работе была дана характеристика этого стиля педагогического взаимодействия, поэтому лишь подчеркнем значение доброжелательного и заинтересованного отношения педагога к детям в гармонизации их эмоционального состояния.

Реализация условий предложенной модели преодоления агрессивного поведения подростков, в процессе обучения иностранным языкам позволит, на наш взгляд, понизить частоту и интенсивность проявлений агрессивности учеников.

2.3 Педагогическая диагностика как условие успешного преодоления агрессивного поведения учащихся

С целью выявления особенностей проявления агрессивного поведения учащихся в процессе обучения иностранным языкам было организовано наблюдение на уроках иностранного языка.

Наблюдение представляло собой сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования. В ходе наблюдения заполнялись протоколы, в которых фиксировались: эмоциональные проявления вербальной, косвенной, физической агрессии с кратким описанием ситуации и предполагаемых причин возникновения агрессии. (Приложение 5).

Анализ протоколов наблюдения показал:

В контрольной группе выделена группа подростков часто проявляющих агрессию как в отношении одноклассников, так и по отношению к учителю (№ в соответствии со списком в журнале – 2; 7; 9; 11). В данной группе детей одна девочка (7).

В экспериментальной группе также есть учащиеся чаще и активнее других проявляющие признаки агрессивного поведения (№ в соответствии со списком в журнале – 4; 7; 10; 13; 14). В данной группе две девочки (10; 13).

Проявления агрессивного поведения в группах примерно одинаковы.

Агрессия чаще вербального характера: обзывают одноклассников; угрожают, негативные пожелания.

Также отмечены следующие проявления агрессивного поведения со стороны мальчиков в отношении одноклассников: подзатыльники, бросание каких – либо предметов.

В целом в группах достаточно часто отмечаются разнообразные проявления агрессивного поведения и негативизма: «фырканье» на замечание, словесные перепалки с учителем, бросание предметов на пол, удары по столу, употребление ненормативной лексики.

Частота проявлений в рамках одного урока в контрольной группе – 7-12 проявлений; в экспериментальной – 9-12.

В экспериментальной группе ситуация усложняется тем, что часто педагог не может адекватно отреагировать на проявления агрессивности, что приводит к затягиванию разбирательств и конфликту, либо в ситуациях, где вмешательство педагога актуально, учитель ограничивается констатацией неудовлетворительного поведения.

Динамика частоты проявлений различных форм агрессивного поведения в течение 5 уроков в двух группах представлена в диаграмме.

Диаграмма 2.1

Динамика частоты проявлений агрессивного поведения в двух группах (первичное наблюдение)

Таким образом, наблюдается достаточно частое проявление агрессивного поведения учеников на уроке, что нарушает дисциплину, разрушает эмоциональный климат, создает напряженность, деформирует ход учебного процесса.

Среди выявленных причин возникновения агрессии можно выделить: утомление, незанятость на уроке, потеря интереса и внимания к ходу урока; замечания и оценки учителя.

Диагностические данные подтвердили важность и необходимость разработки модели преодоления агрессивного поведения учащихся (см. параграф 2.2). Для дополнительного изучения данной проблемы можно использовать анкету для учителей «Критерии агрессивности (Приложение 6).

Этап реализации предложенной модели предполагал работу по преодолению агрессивного поведения подростков только в экспериментальной группе. Контрольная группа обучалась в прежних условиях.

Учителем экспериментальной группы были внесены изменения в планы уроков; выстроена стратегия поведения и общения с учащимися на уроке в соответствии с предложенной системой педагогических средств и условий преодоления агрессивного поведения учащихся.

Работа по реализации модели преодоления агрессивного поведения продолжалась на уроках иностранного языка в течение двух месяцев. В этот период было организовано наблюдение с целью выявления динамики проявлений агрессивного поведения учащихся в новых условиях.

По завершении этапа реализации предложенной педагогической модели, были проанализированы данные протоколов наблюдений. Измерительным критерием, по – прежнему, выступала частота проявлений агрессии на уроке. Фиксировались данные по 5 урокам: 1 урок – 1 неделя, 2 урок – 3 неделя, 3 урок – 4 неделя, 4 урок – 6 неделя, 5 урок – последняя неделя. Наблюдение в такие же временные рамки было организовано в контрольной группе.

В диаграмме 2.2 показана динамика развития наблюдаемого явления в экспериментальной группе.

Диаграмма 2.2

Можно отметить сокращение частоты проявлений агрессивного поведения в период реализации системы педагогических условий преодоления агрессии подростка на уроках иностранного языка. Данный факт подтверждается и результатами качественного анализа особенностей и причин проявления агрессивности.

Так, проявления агрессивности носят больше ситуативный характер, как, например, реакция на неудачу. Общий эмоциональный фон в группе повысился. Проявления агрессии чаще направлены на себя, на предметы (удар по столу, бросил тетрадь, словесные обвинения в свой адрес и пр.).

Педагогом, осуществлявшим реализацию модели, отмечены положительные моменты: повысился общий эмоциональный фон, улучшилась дисциплина, меньше конфликтных ситуаций по поводу оценок, уроки проходят более эффективно, т.к. не тратиться время на разбирательства, стало легче работать, улучшились отношения с детьми.

Таким образом, количественные и качественные показатели свидетельствуют об эффективности использования предложенной модели преодоления агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета – иностранного языка.

Дальнейшее подтверждение эффективности и целесообразности использования предложенной модели преодоления агрессивности подростков закрепилось при сравнении графиков динамики развития исследуемого явления в контрольной и экспериментальной группах.

Диаграмма 2.3

Можно отметить эффективность модели преодоления агрессивного поведения подростков, предполагающей создание благоприятного психологического климата на уроке, оптимальный, демократический, стиль отношения педагога к ученикам, а также оптимизация содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка.

На заключительном этапе исследования были разработаны рекомендации для педагогов по преодолению агрессивного поведения учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

Предложены следующие рекомендации:

1. Расширение поведенческого репертуара агрессивного подростка. Необходимо помочь ученику научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но, в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Очень полезно параллельно выяснить причины агрессивного поведения подростка (ответьте на вопросы: Что стоит за его агрессивностью? Почему он себя так ведёт? Часто ли он поступает аналогичным образом? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации? Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения?).

2. Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный эффект, не помогая ребёнку справиться с агрессивными реакциями. При проявлении агрессивного поведения целесообразнее предпринять следующее: агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките подростка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности (раздать тетради, полить цветы, помочь подготовиться к уроку). Учащимся с агрессивными тенденциями очень полезно иметь в классе определённые обязанности и различные поручения.

3. Своевременное реагирование на случаи проявления агрессивного поведения. Если агрессивные реакции уже принесли кому-то вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ученика и его чувства в этот момент. Спокойным тоном необходимо «самартизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься. В таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить и разобраться в ситуации, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Обсуждается только данный поступок ученика, порицание не должно распространяться на прошлые проступки и на его личность.

4. Агрессивные дети имеют, как правило, низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее. Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим. Пусть одноклассники выскажут своё отношение к конфликту и найдут пути выхода из него, посмотрят на себя со стороны. Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.

5. Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность, новизну действий и высказываний с целью переключения ребёнка – агрессора на другое состояние. Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т. п.).

6. Реагируя на вербальную агрессию (ругательства, ненормативная лексика, оскорбления и т. п.) обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний. Не применяйте угроз, паники, каких – то запретов. Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова. Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «… Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?...». Высказывайте своё уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.

Также были предложены общие рекомендации для педагогов по сохранению эмоционального здоровья подростков (Приложение 7).

Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у подростка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.

Выводы по главе II:

1. Выявлены высокая интенсивность (частота) проявлений агрессивного поведения на уроке иностранного языка, в некоторой степени обусловленные особенностями взаимодействия в системе «педагог – ученик», низким психологическим комфортом на уроке, дезорганизацией видов учебной деятельности.

2. Негативные проявления разных стилей педагогического отношения у учителей, работающих с испытуемыми часто являются косвенными причинами агрессивности подростков: неустойчивость и неконкретность требований, жесткость в отношениях, низкий контроль и т.д. Анализируя полученную диагностическую информацию, обобщая результаты, рассматривая данные наблюдений, мы можем утверждать, что взаимоотношения педагога с детьми, особенности его отношения влияют на эмоциональное состояние подростков.

3. Реализация системы педагогических условий преодоления агрессии подростка на уроках иностранного языка (модель) позволяет создавать психологически благополучную атмосферу на уроке, использовать разнообразие форм, методов, средств учебного предмета, направленных на снижение агрессии детей. Данный факт подтверждается результатами качественного и количественного анализа данных опытно – экспериментальной работы.

4. Следование рекомендациям и соблюдение условий реализации предложенной модели позволит учителю осуществлять педагогическую деятельность в рамках личностно – ориентированного подхода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашему исследованию, можно констатировать, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Действительно, преодоление агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета возможно при соблюдении системы психолого – педагогических условий организации урока.

Реализована цель и выполнены задачи исследования.

Так, в ходе диагностического этапа работы были выявлены формы и частота проявлений агрессивного поведения подростков на уроках иностранного языка. Диагностические результаты представлены в динамике развития исследуемого явления.

Определены и скорректированы особенности педагогического отношения учителей к ученикам. В соответствии с замыслом исследования педагогам даны рекомендации по оптимизации стиля педагогического взаимодействия. Оптимальным для предотвращения проявлений агрессивности у учащихся является демократический стиль, который характеризуется активно – положительным отношением к детям, адекватной оценкой их возможностей, успехов и неудач.

Разработана модель преодоления агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета – иностранного языка. В модели выделены следующие компоненты: создание благоприятного психологического климата на уроке, оптимальный, демократический, стиль отношения педагога к ученикам, а также оптимизация содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка. Психологическая атмосфера во время урока, также как и стиль педагогического общения, является существенным фактором преодоления агрессивного поведения учащихся

Эффективность использования данной модели подтверждена экспериментальными данными: отмечено значительное снижение частоты проявлений агрессивности учениками в период реализации модели в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе динамика проявлений агрессивного поведения фактически не изменилась. Важным показателем, на наш взгляд, являются результаты качественного анализа особенностей и причин проявления агрессивности: интенсивность агрессивных проявлений снизилась, причины возникновения агрессивности носят чаще ситуативный, спонтанный характер; повысился (улучшился) общий эмоциональный фон в группе.

Положительные изменения отмечены учителем, работающим с экспериментальной группой.

На основе анализа психолого – педагогической литературы по теме и результатов опытно – экспериментальной работы были разработаны рекомендации для педагогов по преодолению агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета – иностранного языка.

Таким образом, большую роль среди причин, обуславливающих агрессивное поведение подростков, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Именно в профилактике агрессивности учащихся особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению агрессивных проявлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Андреева Г.. Социальная психология. – М., 1980. – 229 с.

2 Андриади И.П. Стиль как форма отношений педагога с учениками. Методическая разработка, РГАФК, М. – 1993.

3 Возрастные закономерности социализации личности : сб. науч. тр / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская [и др.] ; науч. ред. Л. А. Кандыбович. - Мн. : БГПУ, 2008. - 235 с. : рис.

4 Гармонизация психофизического и социального развития детей : материалы Респ. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных, Минск, 18 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская (науч. ред.), Д. Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2008. - 175 c.

5 Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе : сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Л. А. Кандыбович [и др.] ; отв. ред.: Е. И. Комкова [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2009. - 139 с. : табл.

6 Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

7 Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994.- № 6.- с. 42-43

8 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999

9 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

10 Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

11 Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997.

12 Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы : материалы респ. науч.-практ. конф., 18-19 сент. 2008 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины ; редкол.: Ф. В. Кадол (науч. ред.) [и др.]. - Гомель : ГГУ, 2008. - 253 c.

13 Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. - 1996. - №5. С.3-18.

14 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.- 425 с.

15 Руководство практического психолога : Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: Методическое пособие для детских практических психологов учреждений образования / А. Д. Андреева [и др.] ; Российская академия образования. Психологический институт; Под редакцией Дубровина И.В. - 2-е изд. - Москва : AcademiA, 1997. - 167с.

16 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

17 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов- на –Дону: Феникс, 1997.

18 Содружество наук. Барановичи-2009 : материалы V междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей, Барановичи, 21-22 мая 2009 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Баранов. гос. ун-т ; редкол.: В. Н. Зуев (гл. ред.) [и др.]. - Барановичи : РИО БарГУ, 2009. - 305 с.

19 Степанов В.Г. “Психология трудного школьника”, Москва, 1998.

20 Студенческая наука - 2008 : регион. науч.-практ. конф. студентов вузов Могилев. обл., посвящ. 95-лет. МГУ им. А. А. Кулешова : материалы конф. / Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова. - Могилев : МГУ , 2008. - 313 с. : ил.

21 Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно – методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Характеристика стилей педагогического взаимодействия учителя и учеников:

1. Директивный (авторитарный) стиль.

При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок. В общении подчас неcдержан, а то и груб, но не обязательно. Он может быть и благожелательным автократом – корректным, внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи учеников, но пренебрегать ими, их мнением при принятии окончательного решения. Любая инициатива воспитанников воспринимается как акт своеволия, как посягательство на авторитет педагога и его достоинство. Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки, а в случае противодействия властному давлению педагога такой стиль руководства ведет к конфронтации.

Педагог, придерживающийся авторитарного стиля, недооценивает возможности, самостоятельность и инициативу детей. Для таких педагогов характерен низкий уровень понимания своих воспитанников, оценка которых, в основном, зависит от показателей успеваемости. Авторитарный педагог, как правило, ограничивается констатацией поступка, не учитывая мотивов, не ставя своей целью объяснение поведения ребенка.

Если говорить об особенностях речевого общения, то следует отметить, что автократ чаще обращается к отдельным детям, чем к коллективу в целом. Выделяет преимущественно слабых. Из форм обращения преобладают вопросы и неодобрения. Манера обращения очень часто неадекватна ситуации.

На практике часто авторитарный стиль существует довольно редко. Причем, иногда, присущие авторитарному стилю приемы и методы работы могут вызывать даже симпатию и уважение, благодаря оперативному решению задач. Нередко авторитарность служит маскировкой некомпетентности руководителя или отсутствие у него способностей.

2. Либеральный (попустительский) стиль.

Либеральный стиль руководства отличает отсутствие размаха деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия.

Данный стиль характеризуется стремлением педагога максимально облегчить задачу и не брать на себя ответственность.

Этот стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и несогласованность. Следствием такого подхода оказывается потеря педагогом контроля за детьми, отсутствие у него адекватных, отражающих реальность знаний о взаимоотношениях в коллективе, неспособность позитивно влиять на становление личности ребенка. Успеваемость и дисциплина в классах, руководимых такими педагогами, как правило, неудовлетворительны. На занятиях объектами обращений они выбирают чаще всего сильных детей. По сравнению с другими стилями почти в два раза выше организационной информации. Во взаимоотношениях со всеми такие педагоги вежливы и доброжелательны.

Становление либерального стиля может объясняться многими причинами. В их числе можно отметить темперамент и характер педагога. Такие люди в большинстве добродушны, но нерешительны, боятся ссор и конфликтов.

Другая причина может заключаться в том, что такой руководитель коллектива является высоко творческой личностью, захваченной какой – либо сферой интересов, но лишенной организаторского таланта.

3. Демократический (коллегиальный) стиль.

При этом стиле руководства проявляется ориентир педагога на повышение активности детей. Основной рычаг управления, используемый таким педагогом, - опора на коллектив. Конфликты он воспринимает как закономерное явление, старается извлечь из них пользу на будущее, вникая в их первопричину и суть.

Для педагогов, придерживающихся демократического стиля руководства, характерно активно – положительное отношение к детям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач.

Межличностные отношения в группе детей, руководимой таким педагогом, отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим, терпимостью к справедливой, конструктивной критике, готовностью принять на себя ответственность в ситуации групповой неудачи. Педагогам данного стиля руководства свойственно чаще всего ровное общение, но в целях воспитательного воздействия используются и ирония, и шутка, и приветливая теплая интонация.

Демократические педагоги нередко авансируют ученикам свое хорошее отношение и доверие, т.е. прогнозируют развитие личности, исходя из оптимистической гипотезы, и тем самым стимулируют развитие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец протокола наблюдения

 за проявлениями стиля педагогического взаимодействия

Дата:

Цель:

Учитель:

Критерии наблюдения

Проявления поведения педагога

Реакция (действия, слова) детей

1

Взаимоотношения с детьми

2

Дисциплина

3

Занятость педагога

4

Авторитет педагога

5

Обращение к детям

6

Ориентация педагога

7

Эмоциональный фон

8

Методы работы

9

Контроль

10

Принятие решений

11

Самооценка педагога

12

Психологический такт

13

Тип педагогического отношения

14

Активность и инициативность

Примечания:___________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Модель преодоления агрессивного поведения подростков средствами учебного предмета – иностранного языка

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Комплекс релаксационных упражнений:

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор».

Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Медитативно - релаксационные упражнения.

1. Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую»: ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.

Количество предложений зависит от уровня обучения.

2. Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки: «кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается».

3. Упражнение на релаксацию и визуализацию: расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на иностранном языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Использовать самооценивание и взаимооценку.

Например, оцени свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «могло быть лучше», «попробуй, еще»:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Образец

Протокол наблюдений

Ф.И.О. наблюдателя ______________________________

 Фамилия и имя объекта наблюдения ________________

Дата _____________

Время начала ______________ Время окончания ___________

Ситуация:

Фрагмент ситуации

Эмоциональные реакции

Вербальные реакции

Невербальные реакции

Поведенческие реакции

Комментарий

Заключение: ____________________

Подпись наблюдателя ____________

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Анкета для педагогов

«Критерии агрессивного ребенка»

Цель: диагностика агрессивного поведения у детей

1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Критерии оценки: Высокая агрессивность - 15-20 баллов, Средняя агрессивность - 7-14 баллов, Низкая агрессивность - 1- 6 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Рекомендации педагогам по сохранению эмоционального здоровья учащихся

Гуманное отношение к воспитанию детей предполагает соблюдение следующих правил:

1. Не унижать, а возвышать личность каждого ребенка;

2. Не угнетать, а оставлять шанс на исправление и положительное развитие личности;

3. Не гасить, а возбуждать интерес к знаниям, к здоровым и осознанным поступкам и поведению;

4. Опираться на положительные черты личности, развивая на их основе все другие ценные качества детей;

Для того, чтобы избежать ошибок и конфликтов, педагогу следует соблюдать ряд психолого – педагогических требований, которые предъявляются к его общению и отношениям с детьми. Назовем важнейшие из них и некоторые кратко раскроем:

1. Общение постоянно должно строится на основе доброжелательных отношений педагога с детьми, - готовность педагога способствовать успеху каждого ребенка, проявлении доброты, чуткости, сопереживания и соучастия в общении и отношениях с ними.

2. Действенность общения зависит от высокого морального, профессионального и общественного авторитета педагога.

3. Общаясь с детьми, следует учитывать их возрастные и индивидуальные психологические особенности.

4. У педагога должны быть выработаны такт и культура общения с детьми – внимательно и участливо выслушивать детей, владеть собой, проявлять сдержанность и уравновешенность, замечать и вовремя поддерживать тех детей, которым нужна помощь, уметь хранить тайны своих воспитанников.

5. Общение должно оказывать не только влияние на интеллектуальную, но и на эмоциональную, волевую сферу детей.

6. В общении с детьми следует использовать убедительные и яркие примеры, доводы, аргументы.

7. В процессе общения необходима согласованность воздействий на детей, педагогов, родителей.

8. Педагогу надо целенаправленно учиться методике и технике общения с детьми – понимать всех детей своего коллектива.

9. В конечном итоге, овладевая техникой общения с детьми, педагог должен постоянно заниматься глубоким самоанализом своих действий и поступков.