Логика и теория аргументации

Контрольная работа

Вариант №2

Понятие

1.  Логическая характеристика понятий:

Созвездие − простое, общее, собирательное, конкретное, безотносительное, положительное.

Некомпетентный юрист − сложное, общее, не собирательное, абстрактное, безотносительное, отрицательное.

Платность − простое, общее, не собирательное, абстрактное, соотносительное, положительное.

Венера − простое, единичное, не собирательное, абстрактное, соотносительное, положительное.

2. Выписать собирательные понятия:

Полк, оркестр, созвездие, дерево, куча камней, библиотека.

Собирательные понятия: Полк, оркестр, созвездие, куча камней.

3.  Определить вид отношений между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Ленинград (А) − Санкт Петербург (В)

«Все А суть В»

«Все В суть А»

2) Домашние предметы (А) – стул (В) – диван (С) – мебель (D)

«Все В и С суть D»;

«Все В и С суть A»;

«Все D суть A»;

«Некоторые A суть D»;

«Некоторые A суть B»;

«Некоторые A суть C»;

«Некоторые D суть B»;

«Некоторые D суть C»;

«Ни одно C не суть В»;

«Ни одно В не суть С».

3)  Добро (А) – зло (В)

«Ни одно А не суть В»;

«Ни одно В не суть А».

4)  Разводные (В) мосты (А) − неразводные (С) мосты (А)

«Ни одно С не суть В»;

«Ни одно В не суть С».

«Некоторые A суть B»;

«Некоторые A суть C»;

«Все В и С суть A».

4.   Произвести обобщение понятий.

 1. Млекопитающее животное, живущее на суше.

Млекопитающее животное

Животное, живущее на суше

Животное

Организм

2. Учащийся Вуза.

         Учащийся

         Население трудоспособного возраста

         Население

5. Произвести объединение (сложение) и пересечение (умножение) классов. Изобразить схематично.

Преступление (А)  и злоупотребление (В).

1. Объединение (сложение) классов − это класс элементов (С − на схеме закрашен ярким зеленым цветом), которые принадлежат хотя бы к одному из этих двух классов. В данном случае имеет место перекрещивание:

«Все А суть С»;

«Все В суть С»;

«Некоторые A суть B»;

«Некоторые В суть А».

1. Пересечение (умножение) классов − это класс элементов (С − на схеме закрашен ярким зеленым цветом), которые содержатся в обоих этих классах. В данном случае имеет место перекрещивание:

«Некоторые A суть B»;

«Некоторые В суть А»

«Некоторые A суть С»;

«Некоторые В суть С»;

«Все С суть А»;

«Все С суть В».

6. Определить вид деления, и какое правило нарушено (если нарушено).

1) Отношения    между    людьми     могут    быть    доброжелательные    и недоброжелательные.

Вид деления: дихотомическое (двучленное);

Правила деления не нарушены.

2) Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

Вид деления: по видообразующему признаку;

Нарушено правило соразмерности деления − неполное деление (не указаны прямоугольные треугольники).

Правильное деление: «Треугольники делятся на остроугольные (все углы меньше 900), тупоугольные (один угол больше 900), прямоугольные (один угол равен 900)».

3) Войны бывают захватнические, справедливые и несправедливые.

Вид деления: дихотомическое (двучленное);

Нарушено правило о том, что деление должно производится только по одному основанию и, как следствие − правило о том, что члены деления должны исключать друг друга.

Правильное деление − возможно два варианта: «Войны бывают захватнические и освободительные» или «Войны бывают справедливые и несправедливые».

7. Установить правильность определений, и какое правило нарушено.

1) Доктринер − это схоласт.

В данном случае определение понятия «доктринер» дано через неизвестное понятие «схоласт». Правильное определение:

«Доктринер − человек, который слепо и педантически следует какой-либо определенной доктрине».

2) Возможность − это то, что может быть, а может и не быть.

Данное определение дано неясно и расплывчато. Более правильное определение:

Возможность − обусловленная сфера вероятной реализации событий.

Высказывание

1. Определить вид простых высказываний.

1) Ярославль входит в состав городов «Золотое кольцо России».

Высказывание частноутвердительное, многочленное.

2) Севернее острова Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.

Высказывание частноутвердительное (речь идет об одной конкретной группе островов, а не о каждом острове в этой группе), атрибутивное.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного высказывания. Определить по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

S  (субъект) − территория РФ,

Р (предикат) − распространяется.

Частноутвердительное высказывание.

S − распределен;

Р − не распределен;

«Все S суть Р»

3. Установить   вид   сложного   высказывания.   Записать   с   помощью символов.

Мы никогда не будем умны чужим умом (р) и славны чужой славою (q).

Отрицательное конъюнктивное высказывание:

4. Определить отношения между простыми и сложными высказываниями, их виды и ложность или истинность.

1. Все адвокаты юристы.

2. Все защитники в суде имеют специальное юридическое образование.

Оба высказывания − общеутвердительные. Между ними отношение эквивалентности − из истинности или ложности первого следует истинность или ложность второго и наоборот.

5. Преобразовать высказывание «I» в «А».

Некоторая часть новых экспонатов была передана музею.

S − новые экспонаты − не распределен;

Р − переданы музею − распределен.

«Некоторые S есть Р»

При преобразовании частноутвердительного суждения в общеутвердительное изменяется количество, субъект и предикат меняются местами, а качество остается постоянным:

«Все Р есть S»

«Все переданное музею является новыми экспонатами».

Умозаключение

1. Сделать все возможные выводы через отношение суждений.

Обвиняемый имеет право на защиту. «Все S суть Р»

Выводы:

1. Некоторые люди, имеющие право на защиту обвиняемые

2. Никто, не имеющий права на защиту не является обвиняемым

2. Сделать вывод из посылок, определить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью.

Некоторые студенты – отличники.

Сидоров − не отличник.

Следовательно, Сидоров − студент.

Фигура силлогизма − II фигура:

Нарушено правило большей посылки, которая всегда должна быть общей. Вывод не следует с необходимостью. Средний термин (М − отличник) занимает место предиката  в посылках и не распределен ни в одной из них. Следовательно, заключение не достоверное.

3.  Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод:  А=В, следовательно А=А и В=В.

Вывод сделан на основании свойства «рефлективность».

4. В условной посылке указать основание и следствие, сделать вывод, построить его схему. Определить модус.

Если туман не рассеется, вылет будет задержан.

Вылет не задержан.

Следовательно, туман рассеялся.

Отрицающий модус, основание − «Если туман не рассеется», следствие − «вылет будет задержан».

5.  Указать   вид   индуктивного   умозаключения.   Определить   степень вероятности обобщении.

В день, когда было обнаружено повреждение средств сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был в неприязненных отношениях с бригадиром К. На основании этого Р., был обвинен в умышленном повреждении средств сигнализации.

Вид умозаключения − неполная индукция через простое перечисление. Стенпень вероятности обобщения весьма низкая, так как наблюдаемый случай − один.

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.

Либерализация цен – разновидность «шоковой терапии» для экономики страны, вступившей на путь рыночных преобразований.

Аргумент:

В период вступления России на путь рыночных преобразований была осуществлена либерализация цен, приведшая к  гигантскому скачку цен (2600%), обесценению сбережений, снижению уровня жизни населения и другим отрицательным последствиям, что явилось «шоковой терапией» для экономики страны.

Связь с тезисом:

Либерализация цен в России в период вступления ее на путь рыночных преобразований явилась «шоковой терапией» для экономики страны, следовательно, либерализация цен является разновидностью «шоковой терапии» для экономики страны, вступившей на путь рыночных преобразований.

2. Построить прямое и косвенное опровержение тезиса.

Основной формой классовой борьбы пролетариата является экономическая борьба.

Прямое опровержение тезиса:

Допустим, основной формой классовой борьбы пролетариата является экономическая борьба. Однако экономическая борьба переплетается с политической, а достижение целей политической борьбы невозможно без идеологической. Поскольку все три формы классовой борьбы пролетариата одинаково необходимы, экономическая борьба не является основной формой.

Косвенное опровержение тезиса:

Экономическая борьба не является основной формой классовой борьбы пролетариата.

Доказательства косвенного опровержения тезиса:

Пролетариат ведёт свою классовую борьбу в трёх основных формах: экономической, политической и идеологической. Эти три формы взаимосвязаны между собой и одинаково необходимы. Соответственно ни одну из вышеперечисленных форм нельзя назвать основной. Следовательно, экономическая борьба не является основной формой классовой борьбы пролетариата.

3. Сформулировать тезис, построить прямое и косвенное доказательство.

Тезис:

Политическая собственность — неиссякаемый источник волевой власти.

Прямое доказательство тезиса:

Поскольку все, что может стать объектом собственности, становится предметом политики, политическая собственность является неиссякаемым источником волевой власти.

Косвенное доказательство тезиса:

Предположим, политическая собственность не является неиссякаемым источником волевой власти. Но поскольку все, что может стать объектом собственности, становится предметом политики, политическая собственность является неиссякаемым источником волевой власти.

Список литературы

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М.: Логос, 2001.

2. Ивин А.А. Логика. - М.: «Знание», 2001.

3. Ивин А.А. Практическая логика. - М.: Фаир - Пресс, 2002.

4. Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации. – М.: ЮНИТИ, 2005.

5. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. – М.: Гардарики, 2004.

6. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. - М.: «Проект», 2003.

7. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. – М.: Гардарики, 2005.